навигация
Выездной шиномонтаж 24 часа по материалам mobil-shina.ru.

Разговоры про виндсерфинг

Петр Воногов

На наши серьезные и несерьезные вопросы отвечает Петр Владимирович Воногов, член первой Олимпийской сборной СССР по виндсерфингу, директор компании Sport Sailing Technology (ССТ), основатель Национального Гоночного Виндсерфинг Класса России.

Вспомните свои "первые шаги" на доске, что это была за матчасть, какие ощущения, воспоминания?

ПВ: Это было еще будучи студентом в "корабелке", год это был 1977 или 1978, и там мы доски уже сами строили. Помнится, начинали мы еще в сухих гидрокостюмах, в мае месяце, в гребном канале, раньше такого инструктажа не было как сейчас, все обучались с нуля, без тренеров, без инструкторов, и в общем на обучение виндсерфингу уходил целый сезон. Первые выходы были сопряжены с бесчисленным количеством купаний, паруса были лавсановые, алюминиевые гики были только у "заслуженных" людей, у большинства гики были деревянные, тоже все самодельное - гики, мачты клеили сами, паруса тоже сами шили.

Доски были конечно же без петель?

ПВ: Безусловно, петель не было, а трапеции были вообще запрещены и к соревнованиям не допускались, причем это длилось долго. В 1980 году виндсерфинг стал олимпийским и первые 4 года все гонялись без трапеций, т.е. первый олимпийский цикл прошел без трапеций. Я помню, когда в то время в сборной гонялся, считалось, что трапеция это "неспортивно" и "облегчение жизни".

Расскажите про свой путь, как виндсерфинг повлиял на вашу жизнь?

ПВ: Так сложилось, что еще с давних времен у меня по крайней мере все, что касается работы, связано с виндсерфингом. Мне посчастливилось присутствовать при всей истории развития советского виндсерфинга, я не застал совсем чуть чуть, буквально два три года. А так, все последующие этапы проходили на моих глазах и при моем активном участии. Мне посчастливилось быть в первом составе сборной СССР по виндсерфингу, это был очень интересный опыт. Все, что касалось профессионального спорта в СССР было весьма серьезно. Потом первые кризисы случились, со временем выяснилось что для того, чтобы оставаться на профессиональном уровне нужно было начать заниматься с более раннего возраста, спортивных данных и опыта не хватало, было тяжело, также тяжело было и жить в этой каше профессионального спорта, в которой есть своя специфика, тем не менее за этот олимпийский цикл, то что я там в сборной поварился, я по крайней мере научился получать от виндсерфинга удовольствие и не только как любитель, а уже как человек посвятивший виндсерфингу основную часть своего времени. В результате, заканчивая институт я выбрал профессию не инженера, а тренера. Потом уже, будучи тренером и ввиду того, что инвентаря не хватало, все было малодоступно и дорого, мы начали сами себя обеспечивать, и постепенно это все переросло в производственную работу и так остается до сих пор.

Так началась история фирмы ССТ?

ПВ: Фирма ССТ появилась из самообеспечения, причем она образовалась путем слияния двух коллективов. В те времена уже был "Лехнер", если кто помнит это такие пузатые доски, похожие на швертботы, и была фирма из нескольких человек, которые пытались подобные доски делать, несколько человек профессионально связанных с пластиком, и мы влились в этот коллектив, но уже со стороны спорта, благодаря тому что сами себя обеспечивали матчастью. До сих пор у нас в ССТ сохраняется коллектив из двух составляющих: есть парни, которые профессионально занимаются технологическими аспектами, кто в стеклопластике, кто в парусах, кто в каких то сугубо инструментальных вещах, ну а мне и еще части коллектива отведена роль шейпера, разработчика новых моделей и концепций.

Самая интересная доска у ССТ это конечно же Practical Concept, чем вы руководствовались при разработке этой доски, где брали идеи?

ПВ: По поводу шейпа на сегодняшний день дело как обстоит: в принципе в мире ежегодно, если не сказать ежемесячно и ежечасно постоянно что то изобретается, слава богу в последние годы радикальных прорывов не происходит, процесс совершенствования инвентаря идет в большей степени эволюционно и в общем по большому счету велосипед изобретать не надо. Мы слава богу этим тоже не увлекаемся, хотя в России и существуют изобретатели в области виндсерфинга, которые пытаются даже какие то патенты оформлять. На мой взгляд это наивно, в общем то виндсерфинг как явление изобретен давно и более того, изобретены какие то принципиальные вещи, решения. Вопрос на сегодняшний день состоит в большей степени в ориентировании во всем многообразии современного виндсерфинга и в адаптации каких то его направлений и образцов под условия нашей страны, наших акваторий. В свое время стало ясно, что мы в России "прозевали" "формулу" и для России оказалось очень большой проблемой догонять мир. Расцвет "формулы" пришелся как раз на те времена, когда в России происходил всеобщий спад, не только в виндсерфинге, но и во всем спорте, государственная поддержка обрушилась, рыночные механизмы еще толком не заработали и стало ясно что формулу так просто в России не поднять. У меня лично уважение к этому классу абсолютное, это действительно вершина гоночного виндсерфинга, которая ей была и остается. Но тогда было понятно, что перевооружение с обычного "курс рейса" на "формулы", которое и в мире то происходило очень быстро, для России просто нереально. К тому же формула настолько продвинутый класс, что для ее нормального существования требуется источник новых гонщиков, т.е. для развития "формулы" есть необходимость в промежуточных гоночных классах, более простых и более дешевых. В начале мы выступили с инициативой кубка ССТ, еще до появления доски Practical Concept, на "280-х" досках, два последующих года НК продемонстрировал свою жизнеспособность и в течение этих двух лет мы занимались анализом, подбором формата для уже модернизированного НК. Я много об этом говорил и писал, выбор концепции шел от рангоута, от площади паруса. Стало достаточно ясно что размер 9.5 кв.м. для любительского класса предельный размер, это обусловлено и гиком в том числе. А уже под эту верхушку оставалось подобрать более менее оптимальный поплавок. За прототип была выбрана доска "Starboard Freeformula 157", которая имеет достаточную ширину для глиссирования с этим парусом. На тот момент она была очень неплохой, и я до сих пор считаю, что Starboard слишком быстро от подобных досок отказался, увлекшись супербольшой шириной, а другие фирмы во многом последовали в этом направлении за Starboard. В ССТ есть принцип: мы не занимаемся копированием, мы занимаемся анализом. "Один к одному" мы не копируем по многим причинам, и совсем не потому что мы считаем себя умнее западных шейперов. Западные шейперы существуют в несколько других условиях, у них нет времени на тщательную доводку своих прототипов, особенно когда это топовые доски. Там всегда остается место для того, чтобы что то вылизывать, начиная с элементарной несимметричности, заканчивая какими то моментами, всегда у каждой модели, которая рождается быстро, есть чего дорабатывать, а изобретать что либо революционное не нужно, все уже давно изобретено.

Т.е. вы взяли самую на ваш взгляд подходящую модель, которая существовала на тот момент и адаптировали ее под российские условия?

ПВ: Да. Примерно так.

Кто разрабатывает шейп парусов в ССТ, как этот процесс происходит?

ПВ: С парусами все намного сложнее, там недостаточно иметь подходящий прототип. Имеющийся парус просто так скопировать нельзя. Для того, чтобы сделать хороший парус нужно освоить культуру производства парусов. Грубо говоря, если взять на ваш взгляд удачный парус, распороть его и сшить потом заново, это будет уже совсем другой парус. У нас есть парусная мастерская. Там есть начальник парусного производства, который занимается технологией изготовления. Я участвую в разработке и доводке парусов, мы делаем модель, тестируем ее на воде, вносим изменения. Это всегда делается в несколько этапов. Сначала делается прототип, который проверяется, потом делается опытная серия, на которой уже приближение меньше. В "парусе", и это всем известно, главное это сочетание мачты с самим парусом. Это очень важный момент, сочетание мачта-парус составляет процентов 70-80 хорошей работы паруса. В закрое самих полотнищ хитростей нет, вся сложность заключается в поиске нужного сочетания изгиба мачты и кроя паруса.

Т.е. основной шейпер парусов ССТ тоже вы?

ПВ: В основном да, парусные технологи участвуют в том, чтобы это было рационально исполнимо, а форма и дизайн это моя сфера ответственности, хотя для декоративного оформления на современном этапе приходится привлекать уже дизайнеров со стороны.

Как позиционирует себя ССТ на Российском рынке?

ПВ: В принципе, как и любая другая фирма, которая стремится найти своего покупателя, мы естественно ищем свою нишу. Что касается ССТ то мы не делаем самые простые доски, которые предназначены для начального обучения, эту позицию достаточно плотно занимают полиэтиленовые доски Hi-Fly, это другой тип производства, на весь мир работает один цех и работает он круглый год. Наши доски это доступные стеклопластиковые фрирайдовые доски, выполненные по сэндвичевой технологии. Соответственно наш покупатель это человек, который по той или иной причине не готов приобрести продвинутые доски раскрученных брендов, но в то же время хочет иметь доску достаточного уровня.

Если это не коммерческая тайна, поделитесь статистикой продаж продукции компании ССТ?

ПВ: Большой коммерческой тайны здесь нет, на сегодняшний день внутренний рынок по доскам исчисляется примерно несколько сотен в год.

Единственный производитель матчасти в России это хорошо или плохо?

ПВ: То, что единственный, это конечно не здорово, более того, это в какой то мере даже обременительно. Но чтобы был хотя бы один - это необходимость. По многим причинам, прежде всего это оперативность, кроме того, какая то минимальная самодостаточность должна присутствовать, иначе возникнет очень большая зависимость от того, куда дуют всевозможные ветра тенденций и мировой моды.

Есть ли в планах ССТ выход на международный рынок, у вас ведь достаточно привлекательные цены?

ПВ: Такие опыты были, мы какое то время работали с Германией, оттуда более широкое распространеие было, но на сегодняшний день сложилась неудачная конъюнктура валют и политика экспорта-импорта. Здесь есть много внешних факторов, за которыми мы пристально следим, но к сожалению управлять которыми мы не можем. Конечно, если ситуация изменится в благоприятную для ССТ сторону, у нас будет больше шансов. Еще к сожалению, мы очень сильно зависим от материалов. После распада СССР отечественная промышленность еще не восстановилась и культура материалов на сегодняшний день не достаточная для того чтобы делать что то достойное на потребительском рынке. У нас многие материалы, которые раньше использовались отечественные, сейчас заменены на импортные, они естественно обходятся для нас дороже, чем допустим той же Кобре в Тайланде (Cobra international) или европейцам. Да и квалифицированная рабочая сила в России не такая уж дешевая, как многим хотелось бы думать.

Чем вызваны постоянные споры вокруг НК, что вы ответите тем, кто утверждает что концепция НК ведет в тупик?

ПВ: Споры вызваны очень простой вещью - от НК, в первую очередь из-за того, что НК долгое время был единственным в России из гоночных классов, слишком многого требовали. И требовали совсем не того, для чего он создан и чем он будет оставаться. НК это любительский класс, промежуточный класс, он не может и не должен существовать в одиночку, он не может и не должен решать всех задач развития виндсерфинга национального и прежде всего гоночного. Для того чтобы эти все споры успокоились нужно заполнить все остальные пустующие ниши. Сейчас более менее как то начинает возрождаться хоть какое то подобие серьезного профессионального виндсерфинга, хотя бы в лице R:SX, который на мой взгляд немножко лучше у нас развивается чем one-design, который существовал до этого. Ну и конечно большая проблема это то, что у нас в "разобранном" состоянии "формула", это очень неправильная вешь, но ССТ к сожалению не может решать абсолютно всех проблем. Везде, где требуется хоть какое то мнение я всегда ратую за то, чтобы находились какие то силы, которым нравится "формула", которые хоть чего то бы делали, по восстановлению календаря. На самом деле в России не так мало людей которые обладают формулами, во Владивостоке, на Урале например. Сейчас нужно показать людям, что от "формулы" можно получить намного больше удовольствия, чем просто выскочить на глиссирование на своих болотах. Если "формулу" хотя бы немножко объездить в любительских соревнованиях, она становится очень интересной для своего обладателя.

Несмотря на то, что Россия "болотная страна", формула у нас практически отсутствует, что мешает развитию класса, что вообще делать там, где ветра мало?

ПВ: У всех "формул" есть один неприятный момент. Безусловно это инвентарь, который раньше других выходит на глиссирование в слабый ветер. Для формулы нужно всего 4 м/c, чтобы нормально глиссировать. Но если в условиях неровного и достаточно слабого ветра формула в какие то моменты не получает этих 4 метров, она сходит с глиссирования, и для владельца наступает не очень комфортное состояние, которое даже более не комфортное, чем на каких нибудь древних швертовых досках. Т.е. ей не так много и нужно, но для удовольствия нужен все таки нормальный ровный ветер, не меньше 4 метров. И поэтому в России существует потенциал для швертовых досок. На сегодняшний день, к сожалению или к счастью, не знаю, потребительский рынок четко голосует своим рублем против швертовых досок длинее 3 метров, но доски до 3 метров имеют достаточный спрос. "3 метра" покупаться будут и они покупаются, вопрос состоит в том, чтобы для болотных условий появилась нормальная гибридная доска. R:SX этот потенциал в принципе мог бы удовлетворять, но не полностью, во первых все таки RS:X сильно "заряжен" по цене, не совсем адекватно своим параметрам, здесь видимо есть и политическая составляющая, но и на самом деле там гибрид все таки относительный, RS:X это все же больше глиссирующая доска, водоизмещающий режим у нее не очень комфортный, она немного коротковата и немного широковата, т.е. в принципе для идеального болотного гибрида длина нужна чуть больше, ширина чуть меньше и по обводам там некоторые ньюансы должны быть. Cделать хороший гибрид это наверное самая сложная и самая актуальная шейперская задача до сих пор. Хорошего гибрида, который бы хотелось видеть, пока не создано, но постепенно приближение к этому происходит.

Каким вы видите будущее виндсерфинга в России, что на ваш взгляд сейчас делается не так, с чем нужно бороться?

ПВ: На сегодняшний день многим видно, что виндсерфинг скорее жив чем мертв, т.е. что то все таки происходит в развитии. Самые трудные времена мы явно уже прошли, сейчас есть только одна большая опасность, которая к сожалению традиционна для России - это увлекаться какими то простыми решениями. У нас есть со времен СССР дурная привычка следовать в фарватере официальной спортивной политики, которая у нас всегда была ориентирована только на олимпийские виды спорта или на официальные международные виды. Виндсерфингом так заниматься никак нельзя, виндсерфинг никак не может сводиться к какой то одной дисциплине, к одной монотипной доске, все дисциплины, классы и разновидности соревнований не исключают, а дополняют друг друга, они все взаимосвязаны, и для того чтобы успешно развиваться самое главное ничего не разрушать, нельзя допускать, чтобы что то одно заменяло другое, нужно добавлять, и у нас есть что добавлять и есть куда работать, но абсолютно неправильно и не мудро делая что то новое разрушать то, что уже живет и развивается.

Представим невозможное: государство выделило вам кучу денег на развитие виндсерфинга, что вы будете делать?

ПВ: Во первых спортивную структуру восстанавливать в некоторых моментах. Вообще все спортивное движение начинается с календаря мероприятий, т.е. с этого вся политика должна начинаться. Система соревнований и общественная структура с одной стороны, но кое какие моменты государство должно подстраховывать. Такой необходимости, как при СССР, чтобы все финансировалось государством нет, но какие то инфраструктурные моменты подстраховывать нужно, особенно там, где в плане каких либо трудоемких вещей спонсоры не сразу подключаются. Какие то процессы надо и нужно запускать с помощью поддержки государства. Следующее: система школ, детских конечно, взрослые сами могут справляться. В основном все связано с работой детских школ. Если обобщить, то два главных фактора: система мероприятий и учебно-тренировочный процесс с детьми.

НК дает хороший гоночный опыт, есть ли такие среди гонщиков НК кто уже "вырос" из НК?

ПВ: По крайней мере есть люди, которые считают, что они выросли. Жизнь конечно покажет, выросли ли они, но по крайней мере есть люди, кто хотел бы себя попробовать в чем то другом. После нескольких лет в НК у многих появляется желание попробовать себя в чем то более серьезном и профессиональном, но сейчас не хватает развития верхних классов. Вот у нас сейчас в Ейск из Питера не приехали порядка 4-5 человек, которые в принципе могли бы спокойно поучаствовать в формуле, но они не были уверены, что там будет реальный гоночный процесс, ведь они привыкли к тому, чтобы участвовать "всерьез".

НК позиционируется в основном как площадка под "формулу"?

ПВ: Нет, НК для виндсерфинга, как например для балета станок, НК это простая гоночная форма, которая необходима для того, чтобы человек почувствовал уверенность в себе, НК это гоночная парусная школа, пройдя которую человек может двигаться куда угодно.

Чтобы вы посоветовали спортсменам, которые хотят достойно выступать на международных соревнованиях?

ПВ: Во первых тренироваться, во вторых набирать опыт в массовых стартах. Нашим элитным классам я бы посоветовал прилагать максимум усилий, чтобы у нас в России был свой большой флот, либо по возможности больше ездить, понятно, что для этого нужны достаточные материальные возможности. Гонки в маленьком флоте и гонки в большом флоте - две огромные разницы, без участия в массовых стартах никакого прогресса и результата не будет никогда.

Какая на ваш взгляд дисциплина виндсерфинга из официально признанных ISAF имеет самый большой потенциал в России и почему?

ПВ: Все дисциплины имеют право на жизнь и без них виндсерфинг не может развиваться. И олимпийский класс, и формула нужна. На сегодняшний день наибольший потенциал наверное в слаломе, хоть у нас в России он пока и не оценен в его новом явлении. По крайней мере весь мир сейчас упорно работает именно над слаломом, хотя конечно самая крутая дисциплина это формула, из гоночных естественно, фристайл и вэйв это отдельная история.

Сейчас усилиями компании Внештрейдсервис продвигается детский класс BIC Techno, нужно ли это? Ведь у нас сейчас есть хорошо развивающийся детский класс Навигатор, не будут ли два класса мешать друг другу?

ПВ: Будут они мешать друг другу или нет зависит только от людей, которые будут этими классами заниматься, объективно эти два класса нужны. BIC Techno безусловно нужен как инструмент международного общения, но забазировать всю национальную политику на BIC Techno будет неразумно. Если это будет происходить, то мы явно потеряем большой флот, нам еще и в Навигаторе есть куда развиваться. Нужно стремиться к тому, чтобы у нас на старте желательно во всех классах был большой флот и в "детях" это достижимо. Оптимальное количество участников на старте для полноценных гонок, это 60-80, когда хотя бы один такой флот у нас будет, участники будут иметь полноценный гоночный опыт. Мы еще ни в одном классе, несмотря на то, что кое какие успехи есть, до такого флота не дотягиваем. А дальше можно расти бесконечно, если участников будет гораздо больше, есть простые способы разбивать флота, что в мире и делается.

Какая разница между классами Навигатором и BIC Techno? Где какие минусы, где плюсы?

ПВ: BIC Techno в принципе неплохая доска, по крайней мере она намного лучше чем была предыдущая Aloha, но не все вопросы она к сожалению решает. Самое неожиданное к сожалению оказалось, что она не решает вопросы "самых маленьких". Т.е. эта доска не очень хорошо себя ведет с маленькими парусами типа "пятерок", все таки это достаточно глиссирующая доска и ей нужна энерговооруженность. Более длинная доска и менее широкая позволяет использовать меньшую верхушку и при этом ощущать все гоночные элементы.

Что вам интересно еще кроме виндсерфинга, кроме этого какие у вас есть хобби, увлечения?

ПВ: Увлечения и интересы меняются, зачастую они сопутствующие, например последнее время мне нравится фотографировать, ну а самое главное и важное для меня "хобби" - моя внучка.

Какие планы на будущее лично у вас и у компании ССТ?

ПВ: У нас много начато. Нужно во первых продолжать все то, что уже происходит. Доски новые нужно делать, в этом году например у нас появилась новая фрирайд-слалом доска, НК и Навигатор нужно продолжать, на повестке дня у нас гибрид - швертовая доска в пределах 3 метров. "Фрирайд" мы сюда, на Кубок уже привезли, это максимально большая слаломная доска (150 литров) но она не радикально спортивная, больше фрирайд, чем слалом, универсальная. Она поспокойнее, чем Practical Concept, это менее рейсовая доска, с характером попроще. Для ее внешнего оформления мы уже вынуждены были обратиться к дизайнерам со стороны, мы выбрали одну дизайн студию из Франции. Эта доска позиционируется для тех, кто побаивается НК, считая его слишком спортивным, и если выражаться примитивной терминологией, эта доска для "трамвайщиков", но она может хорошо лавироваться и очень легко глиссирует.

Windseekers, 5.05.2007

Windseekers
Developers: skat, wolf