История серфинга на Гавайских островах

Нашествие.

серфинг

В то время, когда корабли Кука достигли Гавайских островов, серфинг, как симбиоз искусства, спорта и религии, достиг своего расцвета и то, что так поверхностно описывали в своих дневниках haole, было на самом деле вершиной серфинга Полинезии.

После публикаций отчетов об экспедиции Кука, на Гавайи устремились другие корабли, которые привозили все новых и новых авантюристов, беглых каторжан, разорившихся бизнесменов, миссионеров и прочий сброд. Белые люди привезли с собой технологии, языки, новую веру, а в придачу болезни, преступность и все остальные пороки, накопленные за тысячелетия "цивилизованным обществом". Это было очередное начало конца одной из уникальных культур на Земле.

Первые христианские миссионеры кальвинисты прибыли на Гавайи примерно в 1820 году из Новой Англии. Они сразу начали активно насаждать свою веру в единственного бога и его сына Иисуса Христа, клеймя и отрицая при этом все, что относилось к исконно гавайской культуре. Кальвинисты насаждали, чтобы гавайцы "одевались пристойно", учились грамоте, много работали, молились и не предавались развлечениям. Серфинг тоже считался развлечением и естественно не приветствовался. Те, кто знал Гавайи прежде и видел, что происходило потом, обвиняли миссионеров в разрушении уникальной полинезийской культуры и в том, что многие добрые и хорошие стороны жизненного уклада были уничтожены, включая и состязания по серфингу.

Из воспоминаний одного из путешественников, посетившего Гавайи в 1838 году:

"Изменения коснулись известных обычаев, включая практически все атлетические соревнования – плавание, как с доской для серфинга, так и без нее, танцы, борьба, метание копья и т.д. Все эти игры, объявлены противоречащими основным принципам кальвинизма и были запрещены. Имели ли право миссионеры запрещать все это? Я уверен, что они сильно кривили душой, т.к. запрещали то, в чем сами себе не отказывали. Тем не менее публично, они клеймили все из коренной культуры, как противоречащее законам божьим. Умело владея искусством проповеди и предоставляя "неоспоримые доказательства" из библии, миссионеры убеждали доверчивых островитян в том, что их ждет вечная жизнь на небесах, если они откажутся от своих законов в пользу их религии. И впечатлительные и доверчивые по своей натуре гавайцы отменяли свои обычаи, которые "как оказалось" были такими "опасными" для их душ."

А вот слова одного из ярых защитников миссионерства тех времен:

"Отмена и прекращение серфинга, в условиях развивающейся цивилизации, должно положительно сказаться на развитии таких вещей как скромность, индустрия и религия, и без сомнения миссионеры добились хороших результатов на этом поприще."

Религия, индустрия и скромность были главными основами убеждений миссионеров-кальвинистов. Они очень плохо относились и всячески запрещали открытую одежду, развлечения и тесные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. В своей книге, рассказывающей о жизни на Гавайских островах, один из священников живших на Гавайях писал: "Крайне интересно иностранцу посетить южную часть острова, в дни, когда есть большая прибойная волна и наблюдать за некоторыми местными жителями, которые занимаются серфингом. Это очень привлекательно для них и полно дикого волнения. Я не могу принять это, но все же верю, что много лет до цивилизации это было нужно, но сейчас порочить себя, позволяя себе такое развлечение как серфинг постоянно, недопустимо и опасно" (очевидно он имел в виду, что серферов не пустят на кальвинистские небеса :-)

Белые люди и Гавайская культура столкнулись. Буквально за первые 20 лет 18 века, Гавайи изменились навсегда. В 1819, меньше чем через 50 лет, после экспедиции Кука, Liholiho, сын и наследник легендарного короля Kamehamela I публично сел есть за один стол со своей матерью и другими женщинами королевского рода. Есть за одним столом с женщинами на Гавайях было строжайшее табу со времен зарождения мира, но Liholiho раскачал устои и ускорил господство культуры белых людей. Его поступок послужил сигналом всем Гавайям о том, что старая система законов больше не действует, что положило полный конец системе табу. Рухнула система Kapu и с ней было забыто многое из культурного наследия Полинезии, включая и важное значение серфинга. Теперь простолюдин мог не опасаться пересечься в каких-либо областях с представителями королевских кровей. Более того, он мог запросто подняться по карьере выше или снять свой Lehua. Также постепенно утратил значение, а потом и вовсе был забыт фестиваль Makahiki – большое ежегодное торжество в честь бога Lono, где для серфинга также отводилась важная роль.

Несмотря на скорость, с какой Гавайская культура и традиции предавались забвению, было то, что погибало еще быстрее: сами гавайцы. Какими бы ни были стойкими и выносливыми по отношению к природным условиям, гавайцы оказались бессильны к новым болезням, алкоголю и коварству, завезенным на Гавайи эмигрантами. С момента посещения Куком Гавайев, к началу 20 века популяция коренных Гавайцев сократилась с 800.000 до 40.000 человек. Гонолулу стал самым большим городом на Гавайях, но при этом только каждый четвертый был здесь коренным жителем.

Haole сильно ускорили темп жизни на Гавайях. В условиях постоянной конкуренции, борьбы за выживание и следования новым правилам, навязанным кальвинистами, коренным гавайцам было уже не до серфинга. Серфинг не умер на Гавайях, он был забыт. Забыт также как и все остальное, что принадлежало полинезийской культуре. За 125 лет экспансии haole на Гавайи, иноземцы подчинили себе все, что принадлежало гавайцам: их богов, их культуру, их магию, их земли и даже их жизни. В 1893 году сговорившиеся плантаторы и бизнесмены, при поддержке вооруженных сил США и религиозных фанатиков совершили государственный переворот и свергли правящую по закону королевскую династию. К тому времени коренных гавайцев было не больше 40 тысяч, и эта небольшая горстка не могла оказать какого-либо эффективного сопротивления. Гавайцы пытались защитить свои права, отстаивая независимость, но когда королева Liliuokalani попыталась вернуть власть коренным гавайцам, haole ниспровергли ее и посадили в тюрьму. В 1898 году, незаконное правительство, установленное чужеземцами присоединило территории Гавайев к США.

К началу 20 века серфинг практически исчез с Гавайских островов. В основном серфингом занимались на Kalehuawehe, на южном побережье Oahu, и несколько человек на спотах Maui, Kauai и некоторых других островах. Временами даже какой-нибудь заинтересовавшийся чужеземец мог позволить себе прокатиться на волне - "посидеть на вершине мира" а потом рассказать всем о своей храбрости. Одним из таких был знаменитый писатель Марк Твен, который приезжал на Гавайи в 1866 году. Он попробовал серфинг и его воспоминания можно прочесть в его произведении "Roughing It": "Однажды я попытался встать на доску для серфинга. Вроде бы правильно расположил доску и выбрал правильное время для старта. Но мое тело не смогло удержать равновесие и я упал. Доска достигла берега за четверть секунды без всякого груза, а я в то же время достиг дна, с грузом в несколько литров морской воды."

Серфинг, который покорял сердца тысяч, теперь был редкостью.   читать дальше дальше

История Серфинга, оглавление:
История заселения Гавайских островов. Свод законов Kapu.
Экспедиция Джеймса Кука по Тихому океану. Первое историческое упоминание о серфинге.
18-19 век. Нашествие миссионеров и уничтожение Гавайской культуры.
Coming in: Гавайи, серфинг в начале 20 века.
Король серфинга Duke Kahanamoku и остальные "первопроходцы"
Середина 20 века. Взлет популярности серфинга. Surf girls.

Windseekers, 2007

Windseekers
Developers: skat, wolf