факты на заметку
В 1994 году Компания Starboard в сотрудничестве с Jean Louis Colmas (New Caledonia) разработали "Wood Technology", которая позволила значительно облегчить вес досок для виндсерфинга.

Виндсерфинг - самое начало

Самое начало

Для начала движения вам нужно занять правильное положение доски относительно ветра, иначе в большинстве случаев ваши последующие действия закончатся падением, описание старта разбито на несколько основных частей, для наглядности приведены картинки, на которых направление ветра показано справа голубыми стрелками. Лучше всего проводить тренировки не небольшой глубине, чтобы вы всегда смогли перетащить доску, если вас отнесет, не увлекайтесь - следите за глубиной! Расположение доски при котором начинается движение показано на Рис.1: Важно! доска расположена перпендикулярно ветру, ветер дует вам в спину, парус расположен с подветренной стороны доски вдоль направления ветра, это необхидимые условия для начала движения, несоблюдение одного из этих правил ведет к неудаче.

стартовое положение

Лучше всего расположить доску и парус в стартовое положение до того как вы заберетесь на доску, но можно и после, для этого: забираетесь на доску, ноги ставите симметрично шарниру, примерно на продольной оси доски, при этом вы сидите на корточках, вставать еще рано. Возьмите обеими руками стартшкот и выберите слабину, после того как стартшкот натянут начинайте вставать (спина прямая, подъем за счет выпрямления ног) руки вытянуты, ваша задача тянуть парус до тех пор, пока доска не начнет разворачиваться. Оставайтесь в таком положении, пока ветер не развернет вас в нужное положение, следите за тем чтобы стартшкот (а вместе с ним и мачта) оставались перпендикулярными доске, это важно. После того как доска развернется в стартовое положение можно окончательно поднимать парус. Если вы все правильно сделали то ваше положение будет отвечать следующим требованиям: доска перпендикулярно ветру, ветер вам в спину, парус перпендикулярно доске со стороны подветренного борта, вдоль ветра. Ваша стойка: спина прямая, ноги чуть согнуты в коленях, руки чуть согнуты в локтях, держат гик около мачты (см Рис.1). Если волн нет, то постойте так и привыкните к стойке, постарайтесь добиться контролируемого положения равновесия и позвольте вашим мышцам запомнить это состояние. Т.к. такое положение очень неустойчивое, при наличии волн не стоит останавливаться, а сразу нужно начинать движение, т.к. при движении вы держитесь за наполненный ветром парус, другими словами у вас есть точка опоры.

Начинаем движение

После того как вы заняли стартовое положение выполните следующие действия (в идеале лучше всего все сделать одновременно, после нескольких тренировок вам это удастся, а пока делаем на раз, два, три..) Все движения выполняются быстро и плавно, без рывков.

начало движения

1 Кормовую ногу переставьте немного в корму как показано на Рис.2.

2 Кормовой рукой возьмитесь за гик примерно на расстоянии 2/3 длины гика от мачты).

3 Носовой рукой возьмитесь за гик возле мачты (там где до этого была ваша кормовая рука) - см Рис.2.

4 Плавно начните закрывать (поворачивать в свою сторону) парус, при этом старайтесь не наклонять мачту ни в сторону кормы, ни в сторону носа.

5 Носовую ногу придвиньте к шарниру вплотную и немного разверните в нос, чтобы вам было удобно контролировать наклоны паруса.

6 Закройте парус настолько, чтобы ускориться и почувствовать, как гик тянет вас, проследите за тем, что вы продолжаете идти перпендикулярно ветру (курс галфвинд), если вас начинает разворачивать, подкорректируйте курс наклоном мачты в нос или на корму, другими словами - увалитесь или приведитесь (об этом читайте дальше).

7 Переставьте вашу носовую ногу за шарнир, если смотреть со стороны носа (как на Рис.3) переставьте ваши руки еще немного от мачты Если вы все сделали правильно, то вы будете идти курсом галфвинд, следите за тем чтобы парус не переваливался на вашу сторону (на ваш борт) относительно доски ваше тело и парус должны находиться с разных сторон, уравновешивая друг друга. Руки должны быть прямыми, колени чуть согнуты, спина прямая.

ход!

Поздравляю! вы только что преодолели свои первые метры на доске! но не стоит расслабляться - вас подстерегают многие опасности, о которых вы должны знать. Самое главное-не увлекайтесь и не заходите слишком далеко, пройдя 20-30 м спрыгивайте с доски или пытайтесь повернуть оверштаг (об этом в другой статье) разверните матчасть, для старта другим галсом, поверните доску носом в ту сторону куда собрались идти и повторите процедуру старта с начала (помните?ветер в спину, доска перпендикулярно и т.д.?) После того как вы почувствуете что такое движение на доске попытайтесь немного привестись или увалиться - изменить на несколько градусов направление своего движения, это основные приемы изменения курса.

Уваливание и приведение - учимся контролировать курс

уваливание

При движении, на направление движения доски влияют две основные силы: тяга паруса и сопротивление плавника, эти силы направлены в разные стороны и если они уравновешены, ваша доска идет прямо, если вы немного подадите парус на нос (Рис.4) то равновесие нарушится и возникший крутящий момент начнет разворачивать доску, если упростить, то парус начнет тянуть нос доски за собой, поэтому для изменения курса нужно подать парус на нос или на корму, в зависимости от того, куда вы хотите направить доску. Если вы направите парус на корму - парус будет тянуть корму и доска начнет поворачивать (приводиться Рис.5) к ветру. Независимо от того, куда вы поворачиваете это не будет продолжаться бесконечно, приведение если вы подадите парус на нос вас будет разворачивать до тех пор, пока доска не станет идти вдоль направления ветра (курс фордевинд) логичным завершением было бы развернуться фордаком, но в вашем случае скорее всего долгое уваливание завершится падением. Если же вы подадите парус на корму - вы начнете поворачиваться на ветер (приводиться) до тех пор пока доска не станет в левентик (курс против ветра) и все закончится падением, если вы не выполните разворот оверштаг, что через несколько дней тренировок вам будет вполне по силам. Но на этом этапе вам стоит просто знать что к чему приводит и уметь вовремя реагировать на опасности которые вас будут подстерегать. Если вы заметили, что приводитесь - то увалитесь немного и наоборот. После того, как вы научитесь стартовать и ходить галфвиндом тренируйтесь уваливаться и приводиться, вы должны чувствовать что происходит с курсом, которым вы идете и уметь реагировать на изменения.

Реакция на изменения силы ветра

Вы удачно стартанули, идете ровно, вам кажется что все под контролем, но  вдруг ветер теряет свою силу и вы падаете увлекая за собой парус - вы сильно  перетянули парус на свой борт и ослабшему ветру не хватило сил удерживать  ваш вес, к тому же вы поздно среагировали на ослабление ветра. В следующий раз следите за ветром и при его ослаблении присядьте немного, одновременно   пытаясь закрыть парус, чтобы компенсировать уменьшение силы ветра. Вы идете, ветра достаточно, и вдруг налетает порыв и вы или не удерживаете  гик в руках или летите вслед за парусом через доску - Налетевший порыв усилил  тягу паруса и вашего веса не хватило чтобы уравновесить тягу паруса, в  следующий раз при порыве откройте парус, а еще лучше попытайтесь отвиснуть на гике сильнее, когда налетит порыв - просто попытайтесь перетянуть  парус на свой борт, наверное у вас ничего не выйдет, а скорость которую разовьет при этом доска вас очень даже порадует! Это стоит испытать даже  ценой падения, вообще не бойтесь падать, падая вы заставляете себя в очередной раз отработать цепочку старт - движение, а вам это только на пользу.

После того, как вы научились ходить, самое время отработать несколько способов разворачиваться, и начнем с самого простого:  фордевинд для самых самых новичков дальше

Windseekers

"Школа виндсерфинга для новичка":
Курсы парусника - теория
Выбираем свою первую матчасть
Первые метры на виндсерфинге
Самый простой фордак
Фордак одной рукой (one hand jibe)
Оверштаг
Использование трапеции
Глиссирование в петлях
Водный старт
jibe clew first

Windseekers
Developers: skat, wolf