Еще раз о виндсерфинге

Спорткомитет нашей страны и Президиум Федерации парусного спорта уделяют много внимания развитию виндсерфинга. Вместе с тем, у этого нового вида спорта еще немало "болезней роста", о которых рассказывалось на страницах журнала (см. "КиЯ" № 109). В данной статье мы затронем лишь некоторые вопросы, волнующие любителей плавания на парусной доске.

Прежде всего скажем несколько слов о классификации, принятой международным парусным союзом ИЯРУ. Согласно этой классификации, все типы снарядов разделены на три категории - дивизиона. К дивизиону 1 отнесены плоские доски, глубина корпуса которых не превышает 165 мм, а ширина (в обмерном сечении)-630 мм. Дивизион 2 составляют так называемые "водоизмещающие доски", корпус которых в носовой части имеет форму глубокого V. Дивизион 3 - это семейство тандемов.

В нашей стране официально признанными являются снаряды, подчиняющиеся правилам дивизиона 1 - "Правилам постройки и обмера парусных досок свободного класса", утвержденным Спорткомитетом СССР в 1982 г. В качестве общесоюзного класса принят "Монотип", Его правила подчинены правилам свободного класса и во многом совпадают с правилами международного класса "Виндгляйдер". Крупнейшие всесоюзные соревнования проводятся на фирменных "Виндгляйдерах" и отечественных "Монотипах". К участию в массовых регатах допускаются любые снаряды, подчиняющиеся требованиям свободного класса. Это необходимо учесть тем, кто строит виндсерферы самостоятельно. Минимальный вес всех отечественных досок ограничен 20 кг. Это сделано для того, чтобы в погоне за легким весом конструкторы не забывали о безопасности снаряда. В конструкцию корпуса как "Монотипа", так и любой доски свободного класса должно быть включено не менее 60 дм3 пенопласта с закрытыми ячейками.

виндсерфинг

Разумеется, изготовленная доска должна быть прочной. При ее испытаниях на плаву на палубе в пределах ± 300 мм от гнезда для мачты равномерно распределяют груз массой 160 кг. По окончании испытаний корпус не должен иметь общих и местных остаточных деформаций. Правила не запрещают устанавливать на палубе ремни или петли для откренивания (которыми, однако, в гонке пользоваться нельзя) и предписывают заделку в корпус клюза или рыма для крепления буксирного конца, а также скобы или подобного устройства для крепления страховочного конца, препятствующего непреднамеренному разъединению мачты с корпусом.

Корпус в течение сезона можно хранить на открытых стеллажах (по возможности спрятав от прямых лучей солнца), а зимой - в закрытых помещениях с более или менее постоянной температурой. По многолетним наблюдениям, корпус доски выдерживает 750- 800 ходовых часов. Однако при бережном отношении он может успешно "работать" намного дольше. Для этого вытащенный из воды корпус нужно каждый раз промывать, удаляя грязь и остатки нефтепродуктов. Для его очистки мы рекомендуем пасты типа "Санита", которые продаются в любом хозяйственном магазине. Очищенную поверхность днища полезно обработать полировочной пастой, это придаст блестящий, нарядный вид, а заодно устранит мелкие шероховатости. Чистить корпус водостойкими шкурками нельзя ни в коем случае. Они снимают самый важный поверхностный слой, обеспечивающий водонепроницаемость.

После каждого выхода доску следует тщательно осмотреть. Любые, даже самые мелкие пробоины и царапины, необходимо заделать, предварительно просушив снаряд. Поставляемые в комплекте с корпусами паруса производства наших верфей, прямо скажем, оставляют желать лучшего. Совсем не случайно на регатах можно увидеть дакроновые паруса, изготовленные самими виндсерфистами. Пошитые такими "непрофессионалами", как В. Бриедис (Рига) и В. Капустин (Ленинград), они не только не уступают фирменным, но и превосходят их. Неизменный интерес вызывают паруса конструкций П. Пастухова и П. Воногова (Ленинград). Ухаживая за парусами, опытные рулевые главное внимание уделяют сохранности и чистоте поверхностного слоя ткани. Чтобы лишний раз не "ломать" дакрон, парус между тренировками не складывают, а неплотно наматывают на мачту. После каждого выхода на воду его промывают пресной водой и просушивают. Если на ткань попала грязь или нефтепродукты, ее промывают, используя мыльную стружку или порошок типа "Лотос", либо губкой, либо мягкой щеткой.

Согласно последним данным, прямые солнечные лучи оказывают на парусину разрушающее воздействие, поэтому между выходами на воду парус необходимо убирать в тень. Конструктору-любителю важно помнить, что шверт, мачта и гик должны быть плавучими. Ветви гика и концы трубы мачты заделываются пробками. Чтобы сохранить герметичность гика, стопора следует крепить к длинной профилированной пластинке, которая в свою очередь прикрепляется к гику изоляционной лентой. Не советуем обматывать гик изолентой на матерчатой основе: это приведет к травме кожи рук. В наших условиях шверты лучше всего делать из реек, оклеив их затем стеклотканью.

Старт-шкот нужно крепить к шпору мачты резиновым шнуром. Всем, кто занимается виндсерфингом, необходимо знать меры безопасности и помнить о них. Федерация парусного спорта утвердила соответствующую . инструкцию и для секций детских групп. Напомним основные ее моменты. Прежде всего каждый должен уметь плавать. Желающие участвовать в соревнованиях сначала сдают зачет по плаванию, об этом делается пометка в заявке. Перед выходом на воду необходимо убедиться в том, что мачта прикреплена к корпусу фиксатором или специальной снастью. Бывали случаи, когда ударом одной волны рулевого, корпус и мачту относило друг от друга на 25-30 м. В такой ситуации легкий корпус уносит ветром и волной прежде, чем рулевой успеет доплыть до него.

Независимо от погодных условий каждый виндсерфист должен нести на себе спасательный жилет фабричного производства. Самодельные жилеты ненадежны и часто не обладают необходимым запасом плавучести. Правилами класса оговорено, что каждый рулевой во избежание переохлаждения должен иметь гидрокостюм типа "калипсо". Отечественная промышленность выпускает спасжилеты и костюмы "калипсо" вполне удовлетворительного качества, однако некоторые гонщики жалуются, что плотно облегающие рукава калипсо пережимают руки, мешая нормальному кровообращению. В таком случае рукава можно обрезать, а поверх костюма надеть ветрозащитную курточку, чтобы прикрыть руки. После каждого выхода гидрокостюм следует промыть пресной водой.

Чтобы лучше чувствовать свой снаряд, многие предпочитают ходить босиком. Однако это можно делать только при температуре воды не ниже 18-16°. Для улучшения сцепления ног с палубой последнюю перед выходом полезно натереть парафином или свечой. Каждый виндсерфист обязан хорошо знать район плавания. Категорически запрещается выходить на судоходные фарватеры, пересекать курс катерам и теплоходам, приближаться к гидросооружениям, входить в зоны пляжей или акваторий, отведенные для тренировок воднолыжников, водномоторников или подводных пловцов. Тренироваться можно только в светлое время суток. Не следует выходить на тренировку в одиночку: в сложной ситуации будет некому прийти на помощь.

Сделанная в соответствии с Правилами класса, доска является совершенно надежным плавсредством, поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах не покидайте доску, не плывите к берегу, даже если кажется, что он совсем рядом. Соразмеряйте свои, силы, проявляйте разумность и осмотрительность при сильных ветрах с берега! Помните, что полчаса хода курсом фордевинд в сильный ветер обернутся более чем двухчасовой лавировкой обратно.

Ежегодно в нашей стране проводятся сотни соревнований на хорошо известной олимпийской дистанции. Однако виндсерфинг значительно расширяет границы состязаний. В клубных условиях очень интересно проходят слаломные гонки. Шесть - восемь буев устанавливаются двумя параллельными нитками на расстоянии 25-30 м друг от друга. Расстояние между линиями буйков не должно превышать 100-150 м. Участники стартуют парами, проходят поворотами свою цепочку буев, затем переходят на цепочку партнера и возвращаются к общему финишу. Гонки проводятся с выбыванием. Первое место разыгрывает последняя пара.

Для скоростных досок расстояние между буями увеличивается, а количество буев сокращается до трех-четырех. Для этого типа досок в настоящее время используются дистанции всевозможных конфигураций. Это позволяет свести лавировку к минимуму, а гонщикам при различных полных курсах развить максимальные скорости. Марафонские гонки проводятся на дистанции 12-20 миль, которая располагается либо вдоль побережья, либо (на закрытых водоемах) по кругу, с огибанием одного-двух контрольно-поворотных знаков. В марафонских гонках, как правило, разрешается пользоваться трапецией и ремнями для откренивания, а также брать с собой флягу с водой или питательной жидкостью. (В галсовый угол фирменных парусов заделан специальный карман для хранения фляжки, запасных концов, необходимых мелочей.) Разумеется, марафонская гонка - серьезное испытание, поэтому к участию в ней допускаются только разрядники.

О. Ильин, журнал "Катера и Яхты", 1984 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf