XXXIII Международная Балтийская регата

На церемониальной площади Центра парусного спорта в Таллине 10 июля прозвучали фанфары, возвестившие об открытии традиционной Балтийской регаты. На площади выстроились команды Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, СССР, Финляндии, Франции, ФРГ и Чехословакии. Под звуки гимна Государственный флаг СССР был поднят двукратным чемпионом мира в классе "Торнадо" Виктором Потаповым. Ежедневно около 450 спортсменов, выступавших на 212 судах и 61 парусной доске, вели борьбу на четырех олимпийских дистанциях.

В дни соревнований стояла теплая погода с умеренными до слабых ветрами. Иногда ветра не хватало, чтобы закончить дистанцию, гонку приходилось отменять. В классе "Торнадо", кроме нашей сборной команды, в соревнованиях приняли участие три финских экипажа. Лучший из них рулевого Мяркала Веса занял 14-е место, так что борьба за призовые места велась среди советских яхтсменов.

Первая гонка для признанного фаворита В. Потапова оказалась неудачной. Он опоздал на старт и в результате был на последнем месте. Первым финишировал украинский экипаж рулевого Л. Головко. На второй день соревнований лидером стал С. Приймак, на третий - Я. Кливер; после пяти гонок на 1-е место вышел В. Потапов. Эти три спортсмена - В. Потапов, С. Приймак и Я. Кливер - с равными шансами боролись за победу буквально до последней гонки. Однако по итогам всех выступлений 1-е место завоевал экипаж из Белоруссии рулевого Г. Кравцова, 2-е - экипаж С Приймака, 3-е - Я. Кливера. В. Потапову не повезло. Неудачный старт вывел его из равновесия. Финишировав в последней гонке 15-м, он занял общее 4-е место. Победитель XXXII Балтийской регаты Айн Померантс из Таллина на этот раз был лишь восьмым.

В классе "Солинг" вместе с нашими ведущими яхтсменами выступали представители ГДР - весьма серьезные соперники. Хэлмар Наук, например, был вторым на Кильской регате 1982 г., где принимали участие сильнейшие гонщики Европы и мира; Вольф-Эбергард Рихтер одержал победу в Киле в прошлом году и был четвертым в этом; Йорг Хэррманн - был серебряным призером первенства Европы в прошлом году. Напомним нашим читателям, что в этом году соревнования в Киле убедительно выиграл Борис Будников. Он блестяще провел и первую гонку на Балтийской регате, но после финиша заболел и был вынужден покинуть борт яхты № 27. Место Б. Будникова занял Илья Михайлов, но экипаж смог занять лишь 12-е место, так как стартовал всего в пяти гонках.

В этом классе лидеры тоже менялись от гонки к гонке. Ими поочередно становились то Б. Будников, то О. Сполан (дважды), то С. Крамской. После второй гонки на себя обратил внимание экипаж А. Мазурика из Московской области, который первенствовал после двух гонок. После шестой гонки лидерство захватили немецкие спортсмены - В.Э. Рихтер был первым, а X. Наук - третьим. Все решила последняя седьмая гонка. Она прошла удачно для представлявшего Армению Евгения Кудрявцева: с 6-го места он передвинулся на 1-е, потеснив немцев.

В классе "Звездный" выступал всего один зарубежный экипаж - Дирк Олленбург и Роберт Швайм Гюнтер из Киля, который занял последнее 10-е место и конкуренции нашим гонщикам не составил. Призовые места достались хорошо знакомым экипажам - Андрея Балашова и Гурама Биганишвили. Достойны похвалы эстонские спортсмены Алар Волмер и Юрий Каремяэ. Как говорили на регате: "Алар Волмер дождался своего ветра". Они завоевали 3-е место.

Алар и Юрий состоят в одном экипаже меньше года, но у них уже многое получается. Алар рассказывает: "С Юрой знакомы давно, учились в одной школе и сидели за одной партой. Десять лет назад начали вместе заниматься парусным спортом в детской спортивной школе "Калева". Потом у Юры был небольшой перерыв, после его возвращения в парусный спорт стали ходить на одной яхте. Тренировались на Черном море до изнеможения. Сезон начали очень рано. Юра, правда, не совсем удобно чувствует себя в лодке из-за двухметрового роста, но с обязанностями шкотового справляется хорошо. В этом году мы выступали в Кильской регате, одну гонку даже выиграли, хотя там было 70 "звездников".

В классе "Летучий Голландец", в котором кроме советских гонщиков выступило по одному экипажу из ГДР, Финляндии и Болгарии, с первой гонки лидерство уверенно захватил экипаж студента Минского института физкультуры Александра Шпилько. Его знают как очень эмоционального спортсмена - когда Саша в "ударе", догнать его практически невозможно. В третьей гонке, например, он ушел от 28 соперников буквально на кромке бриза. Очевидцы рассказывают: "Проиграв старт и пройдя по корме яхт основных соперников, Шпилько сумел обогнуть первый знак вплотную за яхтой Михаила Журбы из Таллина. Потом, "зацепившись" за полосу ветра, он вышел вперед и финишировал первым, намного опередив Ульфа Лемана из ГДР, который закончил дистанцию вторым. А ведь для любого другого спортсмена подобная ситуация была бы чревата проигрышем!" Шпилько выступает со шкотовым Виктором Буданцевым уже третий год. Они дебютировали на XXXI Балтийской регате. Уверенно провели соревнования и два других сильнейших гонщика в этом классе - Сергей Бородинов и Георгий Шайдуко, они заняли 2-е место. Экипаж чемпиона страны Михаила Журбы и Геннадия Селедцова на этот раз оказался четвертым.

В классе "470" обстоятельства для наших грнщиков сложились неудачно. М. Кудрявцев и Д. Березкин, например, занимали места от первого до 29 и имели по одной аннулированной гонке. В итоге Д. Березкин смог занять лишь 4-е место, а М. Кудрявцев - 6-е. Победителем соревнований стал гость из ГДР Лэман Йорг, который, кстати, тоже имел солидную сумму штрафных очков - 55,4. В этом классе принимали также участие экипажи из Франции, ПНР, Финляндии, Кубы, ФРГ. Лучшим среди них оказался польский экипаж К. Яблонского, занявший 8-е место.

В самом многочисленном классе "Финн" нашим спортсменам серьезную конкуренцию составили яхтсмены из НРБ, ВНР, ГДР, ЧССР и особенно - ПНР. Однако Николай Сухорукое и на этот раз оказался верен себе! Он лидировал до четвертой гонки, убидительно доказав, что для него хорош не только сильный ветер. Досадная оплошность привела этого спортсмена к дисквалификации, и вперед вышел поляк Генрих Блашка, который выступал очень ровно. Последняя гонка решала судьбу не только первого, но и остальных призовых мест, так что было из-за чего волноваться! Невозмутимым оставался лишь польский спортсмен. Он спокойно готовил свой "Финн" к решающей схватке и одновременно давал интервью. Мы успели узнать, что Генриху 24 года, по профессии он деревянных дел мастер, а парусным спортом начал заниматься шесть лет тому назад в Познани. Генрих сказал журналистам, что на высокое место в столь представительных соревнованиях он не рассчитывал, но нам удалось узнать, что вся семья Блашков - видные яхтсмены: и дед, и отец Генриха неоднократно занимали призовые места в соревнованиях самого высокого ранга. После финиша последней гонки все стало на свои места. Н. Сухорукое и С. Хорецкий доказали, что в классе "Финн" им пока равных нет, Г. Блашка сместился на 3-е место, четвертым был финский гонщик Э. Мате, пятым - видный польский яхтсмен Р. Мирослав.

виндсерфинг

В классе "Виндгляйдер" собралось на редкость большое число участников - 61. Среди зарубежных гостей сильных гонщиков не оказалось. Забегая вперед, отметим, что из гостей лучшее - 8-е место занял Карстенс Свен из Киля. Борьба в этом классе велась среди знакомых нашим читателям спортсменов. Рамис Файзулин, Николай Кравченко, Сергей Самокиш, Эдгар Терехин выступали с переменным успехом. Лидировали Р. Файзулин и Н. Кравченко. Почти на 80 очков оторвались они от третьего призера. Что касается С. Самокиша, на него был подан протест. Установлено, что этот яхтсмен после жеребьевки перед шестой гонкой заменил доставшуюся ему мачту другой. С этой мачтой Самскиш прошел гонку и финишировал в чей. Рулевой Самокмш нарушил основное правило "Принципа честной спортивной борьбы", он был снят с соревнований, а его результаты аннулированы.

Технические результаты XXXIII международной Балтийской регаты в классе "Виндгляйдер":

1 Р. Файзулин; "Спартак", РСФСР; 38,0 (2, 15, 5, 1, 4 ,1, 11)
2 Н. Кравченко, СК РСФСР 30,7-(1, 1, 7, 3, 2, н/ф, 12)
3 Э. Терехин; ЛатССР; 67,7 (4, 10, 2, 1, 7, 3, 15, 8).

Журнал "Катера и Яхты", 1982 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf