Браво-1: серфер-швертбот

серфер-швертбот

Импульсом к созданию этого универсального спортивного снаряда послужила небольшая заметка о необычном паруснике, выпускаемом швейцарской фирмой "Сёрф-Тек", которая была опубликована в "КиЯ" № 142. Наш кооператив "Браво", специализирующийся на выпуске парусных досок, взялся за разработку чертежей и изготовление подобного плавсредства, рассчитывая на интерес как искушенных яхтсменов, так и новичков. Думается, что "Браво-1" заинтересует и многочисленные базы отдыха, санатории и прокатные станции.

Благодаря относительно большой ширине, безопасности эксплуатации и простоте конструкции серфер-швертбот позволит любому новичку, обладающему ловкостью и спортивным характером, за 20 дней отпуска на море освоить управление парусной доской и получить навыки хождения под парусом, которые сохранятся на всю жизнь. О разносторонней и легко регулируемой физической нагрузке на многие группы мышц говорить, видимо, излишне.

Содержание снаряда на базе отдыха или в летнем лагере школьников не доставит хлопот. Хранить лодки можно в вертикальном положении, прислонив к стене эллинга; при этом необходимо всего около квадратного метра площади. Не требуется больших затрат труда и материалов для поддержания стеклопластикового корпуса и паруса из синтетической ткани в порядке. Запас прочности на действие максимальных нагрузок составляет 140 %. Корпус лодки трехслойной конструкции. Наружная оболочка формуется из двух слоев стеклоткани, внутренняя - из одного, между ними слой пенопласта толщиной 10 мм. Корпус изготовляется в матрице методом вакуумного формования. Палуба под ногами спортсмена и в месте крепления руля усилена дополнительным слоем стеклоткани. Днище подкреплено килем, простирающимся по всей длине корпуса, а также днищевыми стрингерами в его кормовой половине. Четыре шпангоута из пенопласта толщиной 20 мм, предусмотренные через 0,68 м, обеспечивают соединение палубы (точнее - ванны кокпита) с обшивкой собственно корпуса.

серфер-швертбот

В корпус встроены колодцы для шверта и кормового плавника, стакан степса мачты, установлены подуключины, ручки для транспортировки лодки по суше, крепление съемного руля, лючки для слива воды из корпуса и вентиляции, упоры для ног при гребле. Для удобства эксплуатации лодки был выбран поворотный шверт. Его профиль имеет относительную толщину 9-12 % при максимальной ординате, расположенной на расстоянии 30- 40 % хорды от "носика", что дает максимальную подъемную силу при минимальном лобовом сопротивлении на сравнительно малых углах атаки 5-10° и в диапазоне скоростей от 0 до 10 м/с. Шверт изготовлен из стеклопластика с пенополиуретановым заполнителем. Оболочка шверта отформована из трех слоев стеклоткани. В местах максимальных нагрузок (точка входа в корпус и рабочая поверхность взаимодействия с корпусом) шверт усилен планками из заполимеризованного стеклопластика. По периметру шверта уложен жгут из стекловолокна.

Аналогичную конструкцию имеют съемный плавник и перо руля. Подуключины сделаны стационарными, вставленными в корпус, что значительно упрощает переход из парусного режима в гребной. Благодаря большой высоте уключины, весло не касается корпуса при гребле. Переход из одного режима в другой осуществляется быстро. Алюминиевая трубчатая мачта, вооруженная типичным для виндсерфера треугольным парусом из лавсана с гиком-уишбоном, комплектуется двумя сменными насадками, надеваемыми на шпор. Для швертботного варианта мачту устанавливают в глубоком гнезде степса, надежно закрепляющем ее в вертикальном положении; на кормовой обрез корпуса навешивают рулевое устройство, проводят гика-шкот. Для парусной доски руль и шкот снимают, на шпор надевают насадку с шарниром. Снаряд комплектуется парой распашных весел, что позволяет использовать "Браво-1" в качестве тузика или гребной прогулочной лодки.

серфер-швертбот

Серфер-швертбот рассчитан на плавание одного человека, но в хорошую погоду и при умеренном весе на лодке можно выйти вдвоем, например, вместе с подростком, чтобы научить его управлять парусом. В ходе испытания парусника выявлен недостаток - наличие воды в кокпите из-за малого наклона палубы в слабые ветра и при недостаточном дифференте на корму. При серийном производстве этот недостаток будет устранен. К положительным сторонам парусника надо отнести простоту в эксплуатации, достаточную остойчивость и устойчивость на курсе, легкость корпуса (лодку можно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля). "Браво" легко выходит на глиссирование даже в слабые ветра. При отсутствии или поломке парусного вооружения можно использовать рангоут и парус от любой парусной доски.

Елена Костенко, инженер-конструктор, журнал "Катера и Яхты", 1991 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf