Всесоюзные соревнования в Сочи

Бытовавшее ранее мнение о том, что парус является сугубо сезонным видом спорта, теряет под собой почву. С введением в эксплуатацию учебно-тренировочного парусного центра в Сочи ведущие гонщики страны получили возможность продолжать тренировки и соревнования практически круглый год без перерыва. В декабре температура воздуха здесь редко поднималась выше 2- 3 °С, однако паруса в море еще были непременной деталью зимнего пейзажа. А в феврале в Сочи уже снова съехались сильнейшие спортсмены союзных республик, Москвы и Ленинграда - с 15 по 22.11 здесь состоялись первые в новом сезоне всесоюзные соревнования. В море было еще холодно: температура воздуха 7-8 °С, а воды - 8-9 °С, однако преобладающие умеренные ветра скоростью 5-10 м/с способствовали острой и интересной борьбе на обеих дистанциях - отдельной для "Виндгляйдеров" и основной для остальных олимпийских классов. Удавалось даже проводить по две гонки в день.

виндсерфинг

Общее стремление начать сезон большого спорта как можно раньше привело к тому, что вопреки Положению, которым ограничивалось максимальное число участников, в Сочи прибыло вдвое больше яхтсменов, чем предполагалось: на старт вышли 151 яхта и 34 парусные доски. Организаторы соревнования оказались попросту не готовы к приему такого внушительного количества судов (даже пришлось арендовать дополнительные катера для обслуживания гонок).

Встреча в Сочи была интересна именно тем, что вместе с ветеранами - признанными первыми номерами сборной страны на дистанцию вышло немало перспективных молодых спортсменов. Тренеры, составляя команды, явно рассчитывали использовать эту редкую возможность прикинуть уровень подготовки своих 18-22-летних питомцев с сильнейшими асами. Тем более, что соревнования в известном смысле были тренировочными для сборной Союза перед ее выступлениями на международных встречах, "лишняя" конкуренция на стартах явно не шла во вред делу.

Все семь гонок во всех семи классах проходили в напряженной борьбе, однако в целом можно сказать, что особых неожиданностей и сюрпризов не было. В самом многочисленном классе "финн" итоговую таблицу возглавили признанные лидеры С. Хорецкий, О. Хоперский и Н. Сухорукое. Уже после четвертой-пятой гонки С. Хорецкий не оставил никаких шансов на победу своим соперникам. Однако за другие призовые места на равных до последнего финиша боролись восемь-девять гонщиков (кроме названных это были ленинградцы А. Никандров и В. Гуров, москвичи А. Фомин и О. Сурин, С. Пичугин с Украины, С. Попов из Армении).

Исключительно уверенно провел гонки экипаж швертбота "470" Михаил Кудрявцев - Виктор Коноваленко: в пяти гонках они финишировали первыми и одну закончили вторыми. В борьбе за призовые места наряду с уже известными рулевыми участвовали молодые гонщики- 19-летний эстонец Андрее Лаул и 18-летний москвич Дмитрий Березкин. В классе "Летучий Голландец" произошла "рокировка" призовыми местами между экипажами - участниками недавней успешно проведенной советскими яхтсменами Каннской регаты. Г. Шайдуко, так же как и М. Кудрявцев в "470", закончил соревнования всего с 3,0 штрафными очками, намного опередив А. Шпилько.

В классе "Солинг" лидеры менялись от гонки к гонке почти до самого конца соревнований: Евгений Кудрявцев, Олег Сполан и Ааре Кееп имели равные шансы стать победителями соревнований. К слову сказать, результаты в этом классе вообще оказались наиболее плотными. Отметим, что экипаж ветерана Б. Будникова занял пятое место, пропустив вперед лишь второй год выступающего в новом для него классе "финниета" Б. Захарова.

Среди "звездников" доминировали новые в этом классе рулевые: Гура Биганишвили, Алексей Рощин и Андрей Балашов. Ветеран класса В. Манкин, выступавший с Б. Ивановым, занял четвертое место. В классе "Торнадо" существенного успеха добился молодежный экипаж, уже входящий в сборную страны: Игорь Демин со шкотовым Валерием Марушкиным (Москва) сумели опередить нескольких очень сильных соперников и завоевали почетное третье место.

С интересом следили участники соревнований за гонками на парусных досках класса "Виндгляйдер". Спортсменам, выступавшим на этих снарядах, приходилось нелегко: еще низкой была температура воздуха и воды! В основном борьба велась между десятью членами впервые созданной в конце прошлого года сборной команды (см. "КиЯ" № 96). На первое место претендовали Сергей Самокиш (Москва), Рамиз Файзулин и Виктор Мелихов (оба из Сочи). В слабый ветер опережал соперников более легкий Р. Файзулин, однако в конце концов решила спор лучшая подготовленность к гонкам при свежих ветрах С. Самокиша: он завершил соревнования тремя победными финишами. Это уже второй успех молодого спортсмена в текущем году (напомним, он был шестым на международной регате в Каннах).

Соревнования обслуживала большая бригада квалифицированных судей, возглавляемая С. С. Истоминым. По общему мнению руководителей команд и тренеров, судейство было проведено на высоком профессиональном уровне. Несмотря на многочисленность участников и большое число взятых стартов было подано всего 5 протестов и 7 рапортов. В числе наиболее серьезных случаев, с которыми пришлось иметь дело жюри, оказалось столкновение в третьей гонке "Солинга" м. с. А. Сальникова с катамараном "Торнадо" м. с. Г. Кравцова; в результате катамаран получил серьезные повреждения. Оба экипажа были дисквалифицированы за нарушение: А. Сальников - правила 36 ППС, а Г. Кравцов - правила 32. Г. Кравцову было разрешено продолжить соревнования на другом катамаране; финишировав в четырех оставшихся гонках 2, 3, 1 и 8-м, он занял девятое место.

В шестой гонке "не хватило моря" двум "Торнадо" под управлением О. Гущина и С. Приймака: при столкновении катамаран С. Приймака затонул; О. Гущин был дисквалифицирован. Произошло и несколько случаев опрокидывания, но благодаря четкой работе спасательной службы (и особенно - радиосвязи, которой были оборудованы катера), попавшие в воду яхтсмены были своевременно подобраны на борт.

Результаты всесоюзных соревнований в Сочи 15-22 февраля 1982 г. в классе "Виндгляйдер":

1 С. Самокиш (1962); 2, 4, 4, 6, 1, 1, 1; 19,0
2 Р. Файзулии (1963); 1, 5, 7, 1, 4, 2, 5; 31,0
3 В. Мелихов (1962); 8, I, I, 5, 5, 5, 3; 35,7
4 Н. Кравченко (1956); 3, 6, 13, 4, 3, 4, 2; 42,1
5 Э. Терехин (1955); 4, 3, 2, 8, 8, 3, 6; 48,1
6 П. Воногов (1958); 12, 7, 3, 2, 6, 6, ДФ; 63,1.

Журнал "Катера и Яхты", 1982 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf