Регата "Игр доброй воли"

Когда читатель получит этот номер журнала, спортивные обозреватели многих страх мира будут говорить об Играх доброй воли уже в прошедшем времени. Уже будут подведены их итоги, разобраны в деталях все перипетии состязаний, свои выводы сделают тренеры и сами спортсмены. Результаты Игр станут достоянием мировой спортивной истории. И что более важно: будет осознан политический эффект этого международного спортивного форума. До сознания всех политических деятелей должно дойти значение девиза Игр доброй воли: "От дружбы в спорте - к миру на Земле!"

виндсерфинг

Невозможно не признать того факта, что спортсмены пяти континентов многое для этого сделали: их добрая воля стала залогом дружеского общения. Это было отмечено и во время беседы товарища М. С. Горбачева с одним из инициаторов проведения Игр доброй воли - владельцем американской телекомпании TBC Тедом Тернером. - Один у нас дом во Вселенной - наша планета Земля. Она просторна, чтобы жить на ней в мире, и слишком мала для войн,- сказал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Леонов на открытии Игр в Москве. Эти слова вспомнились нам и в Пирите, когда яхты с эмблемами 33 стран мира на парусах вышли на простор Таллинского залива. Без пороха, отравляющих веществ и напалма оказалось возможным проявить волю к победе, смелость, умение идти на риск и все другие бойцовские качества...

Таллинская регата - красочная морская часть программы Игр - была насыщена спортивной страстью и азартом, остротой драматических ситуаций и проявлениями исключительного благородства. Мы постараемся донести до наших читателей самый дух этих интереснейших международных соревнований, представить героев регаты, передать фон, на котором развивалась спортивная борьба.

За семь футов под килем.

Еще на мартовской всесоюзной регате в Сочи (первой в сезоне) уже сказывалось магнетическое приближение Игр доброй воли. Каждый яхтсмен горел желанием стать их участником. Чьи-то устремления сбылись, но большинство - уступило место сильнейшим. К спортсменам предъявляли самые высокие требования: ведь нужен был всего один экипаж в каждом из олимпийских классов. Такая же строгость отбора была предусмотрена и положением о следующих соревнованиях - на Кубок СССР в Клайпеде.

- Строго соблюдался спортивный принцип, - первое, что подчеркнул главный тренер сборной команды страны, заслуженный тренер СССР А. Соболев.- Ради этого была даже изменена программа розыгрыша Кубка: в течение, семи дней мы провели десять гонок - больше, чем обычно. Такие нагрузки и выявили сильнейших яхтсменов, которые составили команду Союза.

Всего в парусной регате Игр доброй воли участвовало 130 яхтсменов, но полные команды с участниками во всех классах выставили только две страны - СССР и США. С советскими яхтсменами наш постоянный читатель, безусловно, хорошо знаком по многим предыдущим публикациям. А вот представить хотя бы ведущих членов сборной США, наверное, необходимо. Мы попросили сделать это ведущего обозревателя американского журнала "Yacht racing and cruising" Адама Лури: - Пройти сквозь сито отборочных соревнований спортсменам было очень трудно. Например, класс "Финн" представляет Баз Рейнольде. Он -участник шести чемпионатов мира, входит в состав Олимпийского комитета Союза яхтсменов США. Баз мог выбирать - участвовать ли ему в Кильской неделе, в состязаниях на Золотой кубок или в yе менее престижной регате "SPA". Рейнольде, как видите, отдал предпочтение регате в Таллине. На "Летучем Голландце" гоняются Джералд Браун и Билл Кении. На сегодня это - самый сильный в Штатах экипаж, также представлявший страну на чемпионатах мира. Сейчас у нас появилось 20 женских экипажей в классе "470". В экстренном порядке они набираются опыта. У них есть свой тренер, который организует сборы, семинары, тренировки за границей. В Таллине пробуют свои силы инженер Пийс Херидон и преподаватель Броунского университета Цинтия Гофф.

виндсерфинг

На "Аквате" выступают Майкл Гебхардт и обаятельная Кетти Стиил - признанная "мисс парусного спорта США-85". У них не слишком-то много опыта гонок на доске этого нового класса, как, впрочем, и у яхтсменов других стран. Олимпийский комитет Союза яхтсменов США отложил средства для приобретения восьми "Акват" для национальной сборной. Международный союз парусного спорта должен наконец-то выбрать олимпийский класс: "Виндгляйдер" или предлагаемая ныне "Аквата"? Американские яхтсмены давно являются одними из лидеров в классе "Солинг". В Таллине их представляет экипаж Джона Костекки - яхтсмена высочайшего мирового класса. Он, кстати сказать, является капитаном нашей сборной...

Мы спросили Адама Лури о его планах: как он намерен освещать Игры доброй воли в своем журнале? - Нашим читателям-яхтсменам в первую очередь интересны профессиональные подробности гонок. Конечно же, расскажу о драматических ситуациях борьбы, о сильнейших яхтсменах других стран и континентов. Надеюсь, что Игры откроют новые имена. И конечно, буду писать о вашей замечательной стране. О нашей утверждающейся спортивной дружбе...

Любопытны и некоторые статистические данные. Например, самый молодой на Играх - 17-летний студент из Аргентины Джордж Гарсиа Веласко, выступающий на "Аквате". На "Финне" гоняется старейший - 49-летний Дерек Хадсон - вице-президент центрального банка Ботсваны. Если поставить яхтсменов на весы, то в легчайшей весовой категории среди мужчин "одержит победу" студент факультета зоологии из Анголы Филипп Кайолла - 60 кг (гоняется на парусной доске); среди тяжеловесов первенствует матрос американского "Солинга" Роберт Беллингхем - 109 кг; он работает в конструкторском бюро.

Наибольший путь до Таллинского залива пришлось преодолеть новозеландским яхтсменам - олимпийским чемпионам в классе "Торнадо" Рексу Селлерсу (35 лет; рыбак по профессии) и его шкотовому Крису Тиммсу (он химик). География представлена на регате удивительно широко: Шри-Ланка и Аргентина, Ангола и Уругвай, Алжир и Сейшелы. Действительно - паруса пяти континентов! Разнообразное и разноязыкое общество собралось на территории Таллинского Олимпийского парусного центра. А он, в свою очередь, тоже подготовился к ответственному приему. Крылатая поговорка - пожелание "семи футов под килем" - именно в гавани центра обрела конкретный смысл: в программу подготовки к Играм доброй воли были включены работы по углублению гавани. К регате готовились все службы. Директор парусного центра лауреат Государственной премии СССР Энн Таммару рассказывает: - Никогда еще на наших флагштоках не поднималось такого количества государственных флагов. На территории центра аккредитовано 1800 человек - участники, пресса, гости. И каждому надо создать нужные ему удобства. 420 штатных работников обслуживают регату. И еще 120 человек пришло нам на помощь из числа местных яхтсменов. У нас огромное хозяйство: не только гавань, но и яхт-клуб с эллингами и мастерскими, гостиница, пресс-центр, бассейн, И ВЦ...

Таллинский залив продемонстрировал всю палитру ветров и свою строптивость. Торжественное открытие, например, в назначенный день не состоялось по случаю ураганного ветра: его сила достигала 25 м/с, в таллинских парках были повалены многие деревья... И на следующий день в заливе стояла крутая волна. Гонки начались под покровом грозовых туч, на спортсменов то и дело обрушивался ливень. Затем - на третий день гонок - над заливом местами навис туман, все ориентиры скрылись из вида. А потом наступили солнечные дни и - безветрие. Погода как бы сознательно предоставила участникам возможность показать свое умение гоняться в самых разнообразных условиях. Итак, проследуем в море...

На дистанции "Альфа".

Парусная доска. Советские яхтсмены и болельщики - любители парусной доски впервые увидели в море фосфоресцирующие светло-зеленые паруса виндсерфера нового класса "Аквата", имеющего все шансы "быть избранным" на очередные Олимпийские игры. Случилось так, что наши спортсмены - Евгений Богатырев и Юлия Козакова - впервые встали на Аквату лишь за два дня до начала состязаний. Первый день гонок не принес им особого успеха. Отличилась Кетти Стиил, опередившая всех, в том числе и свою главную соперницу - бронзового призера чемпионата мира польку Ионну Буржинску. Козакова финишировала четвертой. Четвертым пришел и Богатырев. Но с каждым днем они все увереннее чувствовали себя на новом снаряде.

виндсерфинг

Аквата рассчитана на хороший ветер в 7-8 баллов, а сила ветра день ото дня падала, управлять снарядом становилось все сложнее. В четвертой гонке ветер на дистанции "Альфа" упал до 4 м/с. Велик был соблазн применить пампинг (запрещенный прием - качание парусом). В число нарушителей попала Буржинска, последовал протест на нее - и судьи его утвердили: полька, выигравшая вторую и третью гонки, была дисквалифицирована. На лидирующих позициях закрепились Стиил и Козакова. Когда Юлия выиграла пятую гонку, у нее появился шанс на золото, однако опыт американки, обладательницы Кубка мира и чемпионки США в классе "Виндгляйдер", сыграл решающую роль. Кетти сумела обойти Козакову в шестой гонке, оказавшейся последней. (Кстати сказать, подружившихся главных соперниц и призеров регаты - Кетти, Ионну и Юлию чаще всего можно было встретить в кулуарах парусного центра вместе.)

Победителем среди 23 мужчин стал Евгений Богатырев. Он выступал очень ровно и после второй гонки закрепился в группе лидеров, иногда уступая то американцу Гебхардту, то голландцу Рейиему. Драматическая ситуация сложилась для него в четвертой гонке. И у мужчин ослабление ветра многих толкнуло на применение пампинга. Председатель международного жюри Виктор Елизаров представил нам целый веер взаимных протестов. Среди них был и протест американца на Богатырева. Но жюри не пришлось выяснять их отношений. Долго Богатырев сам разбирал ход гонки в одиночестве - прав он или нет? А потом пришел в жюри, признал себя виновным и извинился перед Майклом. Майкл пожал ему руку, сказав: "Ты настоящий джентльмен, Женя!" Богатырев выиграл следующую гонку и уже не выходил из числа главных претендентов на золото до конца соревнований. По общему признанию, он заслужил это золото по всем статьям.

О новом снаряде "Аквата" мы беседовали с Лоренсом Хозером - представителем одноименной западногерманской фирмы, выпускающей доску. Фирма за год изготовляет всего 3-4 тысячи "Акват" - очень немного. Это - доска "дивизиона-2" по классификации ИЯРУ (т. е. она представляет собой новый, развивающийся класс, претендующий на признание в качестве олимпийского). Отсюда такие жесткие требования к качеству. На этой доске тренируются виндсерфисты самой высокой квалификации. Испытания новых досок фирмы проводятся на Гавайских островах и в Австралии, где на широком водном просторе легко разгуляться волне и ветру. Доска сделана из самых современных материалов - углеволокна, стеклопластика и пенополиуретана. Особый парус, напоминающий крыло мощной птицы, снабжен сквозными латами, которые придают ему высокоэффективный жесткий профиль. По оценке спортсменов, у "Акваты", несомненно, большое будущее - она позволяет развивать высокую скорость и маневренность, но требует хорошей физической подготовки. Фирма, естественно, заинтересована в том, чтобы парусный мир признал ее новую доску. Поэтому она и предоставила "Акваты" для проведения такого крупного международного соревнования, как регата в Таллине.

Класс "Финн". Чемпиону Европы Олегу Хоперскому не было равных. В первой гонке дождь не прекращался, порывы и заходы ветра требовали мгновенной реакции иа постоянно меняющуюся обстановку. На 3,5 минуты Олег опередил своих соперников - поляка Ярослава Мацука и Дирка Питтелкова из ГДР. Олег с большим отрывом выиграл и вторую гонку, и третью. Мацук отошел на четвертый план, а острую дуэль за серебро начали Рейнольде и Питтелков. Выиграл поединок яхтсмен из ГДР. Первый чемпион регаты - Олег завоевал это звание уже после пятой гонки - сверкал улыбкой, но не прекращал повторять: - Может показаться, что первенство мне далось слишком легко. Это неверно. Каждой гонке я отдавал все силы, предельно мобилизовал внимание... Олег абсолютно прав. Только полная самоотдача позволила ему выиграть регату, показав великолепный результат: ноль штрафных очков! Тренеры не нашли в тактике Хоперского каких-либо огрехов, единодушно признали его высокий класс.

На дистанции "Браво".

Класс "470". Начнем с явного огорчения: заключительные результаты наших яхтсменов в этом классе нас не слишком-то порадовали. Только женский экипаж Лариса Москаленко - Ирина Чуинховская пробился в число призеров. Утешением может служить то обстоятельство, что 18-летним братьям Томасу и Тыну Тынисте, сумевшим занять лишь 4-е место, представилась блестящая возможность поучиться у мастеров, обладающих большим опытом международных гонок. Таких, как Морган Ризер (США), Берндт Хоефт (ГДР), Нигел Кохрани (Канада). У таллинских яхтсменов были шансы отвоевать бронзу, но в психологической борьбе, в тактике они явно уступали именитым соперникам. Надо учесть, что наши молодые яхтсмены еще совсем недавно гонялись на "Оптимистах".

Очень хорошо отозвался о них Ризер: "У ребят определяется свой удивительный стиль - хитроумность маневра, они превосходно понимают друг друга. Если их стиль подкрепить опытом, им трудно будет найти равных". "Летучий Голландец". Экипаж Александр Шпилько - Виктор Буданцев впервые играл роль первого номера сборной страны. Впервые на плечи этих яхтсменов свалилась такая высокая ответственность, и это чувство они сумели сохранить от старта до финиша регаты, которую выиграли с блеском. Тройка лидеров, ставших призерами, определилась сразу - после первой же гонки. Советскому экипажу стали конкурентами экипажи Брауна (США) и Маклаглина (Канада). Браун накануне старта регаты дал понять журналистам, что на Играх доброй воли у него лучшие шансы. Шпилько и Буданцев разрушили планы своих противников и выиграли пять гонок из шести возможных, применяя при этом весьма разнообразные тактические приемы.

На дистанции "Чарли".

Солинг. Экипаж Джона Костекки выигрывает первую гонку, вторую... Нет, не зря он признан в Америке лучшим самыми авторитетными специалистами! Но вот третья гонка: советская яхта с Григорием Шайдуко на руле приходит первой! На берегу его именитый соперник сказал журналистам: "Шайдуко на этот раз шел быстрее всех и думал лучше всех"... Думать, действительно, надо было очень напряженно. Американцы быстро перенастраивали свою яхту на любой ветер; наши яхтсмены заметно уступали им в этом. На дистанции американцы устраивали жесткий прессинг с самого старта. К чести наших яхтсменов - они не дрогнули. После третьей гонки, которую они выиграли, пришла уверенность в своих силах: они первыми финишировали и в пятой, и в шестой... После завершающей седьмой гонки регаты оказалось, что у американцев и советских яхтсменов равное количество очков.

Торнадо. В гонках участвовало всего четыре катамарана, но борьба за первенство была ие менее напряженной, чем в любом другом классе. Все участники были достойны друг друга и общего признания. На пьедестал почета поднялись экипажи. Юрия Коновалова (СССР), Глезера Эллиотта (США), Ларса Граэла (Бразилия). Так распределились медали. Но даже место аутсайдера - четвертое место, доставшееся Рексу Селлерсу, тоже весьма дорого стоило. Олимпийский чемпион последние два года нигде ие стартовал, и это не могло не отразиться в ходе напряженной борьбы на дистанции "Чарли" в Таллинском заливе. Хлопот своим соперникам Селлерс предоставил достаточно. Но не экипажу Коновалова. Поломка сразу после самого первого старта (раздалась такелажная скоба) и проигрыш первой гонки не смутили наших спортсменов: потом они выиграли три гонки подряд! На их третьем победном финише мы и остановимся. Хотя 15 июля с берега казалось, что погода на заливе благоприятствует яхтсменам, ветер все время менял направление, любая ошибка могла стоить места на финише. Первую лавировку выиграл Селлерс. Это значило, что на полных курсах нашим спортсменам нужно заставить свой катамаран идти быстрее и во что бы то ни стало обойти новозеландцев. Отыгрывая метр за метром, Коновалов и Кузовов выиграли этот поединок у Селлерса и Тиммса. Двукратный чемпион мира в классе "Торнадо" Виктор Потапов, глядя на гонку со стороны, не скрывал радости: ведь в этой схватке с именитыми соперниками принимал участие его бывший шкотовый - Сергей Кузовов. Отлично гонялся наш экипаж: в обшей сложности он был первым на финише 4 раза, тогда как все остальные выиграли только по одной гонке.

Звездный. Советские болельщики впервые следили за парусной дуэлью - в этом классе оспаривали победу всего два экипажа: Гурам Биганишвили - Александр Зыбии и Марк Рейнольде - Генри Спрак. Если американцы более или менее знакомы с парусными дуэлями (по этой системе разыгрывается Кубок Америки), то наши яхтсмены такой практики не имели совершенно. Первую гонку выиграл Биганишвили, во второй - победу одержал Рейнольде. После четвертой счет поединка все еще был ничейным - 2:2. Четвертая гонка заслуживает отдельного комментария. При изменчивом ветре 4-5 м/с первую лавировку выиграл советский экипаж, опередивший соперников на 26 секунд. На двух бакштагах Биганишвили также шел быстрее и увеличил отрыв вдвое. Но парусный мастер из Калифорнии Рейнольде великолепно провел заключительную лавировку и немного - на половину корпуса - вырвался вперед. Линия финиша рядом. Гоночный комитет приготовился принимать победителя - американца, но когда до финишного створа осталось не больше двух-трех метров, Марк неожиданно сделал поворот, и, радостный, направил свой звездник к катеру теле- и фоторепортеров. С катера, однако, вместо поздравлений неслись возгласы: "Финиш! Финиш!"... И только тогда Рейнольдс понял, что в пылу борьбы забыл пересечь финишную линию. Таким образом более чем двухчасовая исключительно напряженная борьба не принесла Рейиольдсу желанного результата. И все же американский экипаж переиграл наших яхтсменов. Замечательный советский яхтсмен, корифей паруса Валентин Манкин прокомментировал поражение своего ученика Биганишвили так:

- Дуэль - вещь полезная. Здесь оттачиваются приемы нападения и защиты. Здесь, как в парном беге, побеждает не скорость, а тактика. А тактическим приемам нам еще следует учиться... "Звездник" американцы не случайно считают своим национальным классом. Но и мы не должны забывать, что наша первая золотая олимпийская медаль была завоевана Тимиром Пинегиным и Федором Шутковым именно в "Звездном" классе. Спор за лидерство с американцами здесь у нас давний... Победителей мы встретили на причале сразу после- финиша завершающей гонки. Короткие интервью. Американцы признают, что советские звездники очень хорошо гоняются при сильных ветрах, а проиграли последние гонки при слабых ветрах. Их совет: к дуэльному стилю гонок вашим парням будет очень полезно пристраститься...

До встречи в Сиэттле!

Мозаика этой регаты была настолько насыщена красками, что трудно выделить самые яркие. Хочется, например, сказать и о том, кто приехал в Таллин в гости. Какие они разные - эти гости: близкие, заморские, заокеанские... Чтобы посмотреть регату в Таллине, мальчишкам с расположенного поблизости эстонского острова Саарема пришлось вначале сражаться со сверстниками на популярной в Эстонии регате "Золотая мочка". За победу сражались более 50 юных яхтсменов на "Оптимистах". Сааремцы - представители рыболовецкого колхоза "Сааре Калур" - победили. И это дало им право прийти на своем катере "Фортуна" в Таллин.

Комментатор телевизионной компании TBC в прошлом знаменитый яхтсмен Гарри Джобсон познакомился с этими ребятами и чуть ли не каждый вечер приходил к ним в гости. На регате было много почетных гостей. Вице-президент Международного олимпийского комитета Ашвини Кумар (Индия) - страстный поклонник хоккея на траве, но, приехав в Таллин, перво-наперво запросился в море. Несмотря на дождь, он упорно наблюдал за ходом гонок на Акватах . На пресс-конференции Кумар подчеркнул, что Игры доброй воли только способствуют развитию мирового олимпийского движения, а отнюдь не являются пугающим конкурентом.

- У нас и цель одна - сплотить народы в борьбе за мир,- утвердительно сказал Кумар.- На этой почве мы очень быстро нашли общий язык с Тедом Тернером... Седовласый, подтянутый, источающий доброжелательность Тернер шел по пирсу.

- Зовите меня просто Тед, - сразу заявил он нам после официального представления. Сделаем небольшую ретроспективу. Особо внимательные читатели сразу же вспомнят это имя, если перелистают репортажи о престижных парусных гонках двенадцатиметровиков на "Кубок Америки": Теду Тернеру довелось в них участвовать в качестве рулевого.

- О, это было в прошлом,- вспоминает Тед,- активно заниматься парусом сейчас просто нет времени. Ти-би-эс поглощает всю энергию. Но к парусу питаю особую любовь, передаю кое-что сыновьям. Тернер профессионально разобрал ход гонок, дал самую высокую оценку работе, проведенной хозяевами регаты, отметил гостеприимство таллинцев. В период Игр доброй воли о Тернере очень много писала пресса - и советская, и зарубежная. На Западе его кто-то назвал "современным Дон-Кихотом". Как бизнесмен Тед вложил в Игры большие деньги. На Западе от вложенного капитала всегда хотят видеть большую прибыль. На этот счет Тед Тернер хорошо сказал на заключительной пресс-конференции:

- Если даже Ти-би-эс понесет некоторые убытки, они - капля в море по сравнению с теми 300 миллиардами долларов, которые моя страна ежегодно тратит на гонку вооружений. В конце концов наши убытки, я уверен, обратятся прибылью, если иметь в виду установление доброй воли в отношениях между народами наших стран... Сегодня, видимо, мало быть патриотом только своей страны. Надо быть еще и патриотом всей планеты. Это очень хорошо понимает Тед Тернер. Поэтому он и объявляет спортсменам всех стран и континентов: "До встречи в Сиэттле!" Вторые Игры доброй воли будут проводиться под тем же девизом: "От дружбы в спорте - к миру иа Земле!"

Результаты парусной регаты Игр доброй воли в классе Аквата (Таллинский залив, 11 - 18 июля 1986 г.):

Женщины (8 участниц):

1 Стиил Кетти, США (места по гонкам - 1, 3, 2, 2, 3, 1); 11,7 очка
2 Буржинска Ионна, ПНР (2, 1, 1, ДС, 2, 3); 11,7
3 Козакова Юлия, СССР (4, 2, 4, 1, 1, 2); 14,0

Мужчины (23 участника):

1 Богатырев Евгений, СССР (3, 2, 2, ДС, 1, 2); 14,7
2 Гебхардт Майкл, США (ДС. 1, 1, 4, 6, 1); 19,7
3 Рейцем Марцел, Голл. (2. 4, 3, 3, 4, 3); 28,1

В. Голубев, спец. корр. "КиЯ", А. Харченко, яхтсмен, фото М. Хийс.
Журнал "Катера и Яхты", 1986 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf