Парусная регата Дружба

В праздничном убранстве столица Эстонии. В огромном зале Таллинского Дворца культуры и спорта имени В. И. Ленина - тысячи людей. Торжественно звучит музыка. В 20.00 фанфары возвещают о начале церемонии открытия Международной парусной регаты "Дружба-84". В зал входят сорок юношей в морской форме. В руках у них - яркие многоцветные флаги, символизирующие море и парус Вносятся государственные флаги стран - участниц открывающейся регаты: Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Канады, Республики Куба, Польской Народной Республики, Советского Союза, Финляндии и Чехословацкой Социалистической Республики.

Председатель оргкомитета регаты, заместитель Председателя Совета Министров ЭССР Индрек Тооме тепло приветствует собравшихся - спортсменов, гостей и всех любителей парусного спорта с открытием замечательного праздника - парусных соревнований, проводимых в рамках международных соревнований "Дружба-84". Вице-президент Международного союза парусного спорта (ИЯРУ), председатель президиума Федерации парусного спорта СССР Андрей Кислов выражает уверенность в том, что атмосфера дружбы между спортсменами из разных стран и дух честного соперничества, безусловно, будут сопутствовать открывшимся соревнованиям. Он пожелал яхтсменам - участникам гонок хорошего ветра и высоких спортивных результатов, успехов в деле защиты идеалов международного олимпийского движения и в борьбе за мир на Земле. И. Тооме объявляет международную парусную регату "Дружба-84" открытой.

А на следующий день в Таллинском заливе - там, где четыре года назад сильнейшие яхтсмены оспаривали медали игр XXII Олимпиады, вновь были выставлены буи на трех олимпийских дистанциях: "Альфа", "Браво" и "Чарли". В честную и открытую борьбу вступили яхтсмены, выступающие в пяти классах: "Торнадо", "Солинг", "Звездный", "Летучий Голландец" и "Виндгляйдер". Соревнования на швертботах классов "470" и "Финн" в это же самое время начались в Венгрии -на озере Балатон.

Согласно положению, каждая страна могла выставить по два экипажа в каждом классе. В тех классах ("Торнадо", "Звездный" и "Виндгляйдер"), где яхт оказалось сравнительно мало, устроители регаты выставили дополнительно по нескольку экипажей, которые выступали, естественно, вне конкурса. В полдень 18 августа был дан первый старт. А на следующий день, после окончания второй гонки, можно было уже не только оценивать расстановку сил, но и подводить первые итоги. Обе эти "стартовые" гонки прошли при непоказательных слабых ветрах (не более 6 м/с), тем не менее в каждом из пяти классов четко определились лидеры. Если же забежать вперед, можно сказать и больше: практически все победители по сумме результатов первых двух гонок стали победителями регаты в целом!

"Торнадо". Без единого штрафного очка провели обе гонки Сергей Приймак и Эдгар Терехин. Наш, несомненно, самый опытный экипаж-Виктор Потапов и Сергей Кузовов - в первый день пришел вторым, а во второй - только седьмым: этим он сразу же сильно осложнил себе задачу в борьбе за золото. Прямо скажем, борьба была и очень острой, и очень интересной, но по существу представляла собой поединок между этими двумя сильнейшими советскими экипажами. Точнее - продолжение их уже ставшего привычным по-настоящему спортивного соперничества. Общий счет их встреч за последние три навигации - явно в пользу Потапова. Но вот Приймак переиграл именитого соперника на Кубке СССР в июне 1983 г. Текущий 1984 год начался с того, что на "Славе Севастополя" Приймак разделил 1-е и 2-е места с Г. Кравцовым оттеснив Потапова на 3-е. Буквально через десять дней на чемпионате страны экс-чемпион мира взял реванш, однако и при этом он имел две выигранные гонки, а Приймак-три. Теперь их "единоборство" привлекало особое внимание.

На третий день соревнований, когда ветер, наконец-то, подул и временами достигал скорости 8-9 м/с, Потапов - признанный мастер гонок в свежую погоду - сделал все, чтобы перехватить инициативу. Ему удалось опередить в этой гонке всех, но не лидера: он опять пришел лишь вторым, это дало ему возможность переместиться только на третье место. А катамаран Приймака снова всю дистанцию - от старта и до финиша - занимал лидирующее положение и пришел на финиш на целых 3 минуты раньше потаповского! Следующая, четвертая гонка была решающей. Потапов, несмотря на ослабление ветра, сделал новую энергичную попытку расстаться с вив лидеру.

Казалось бы, какая-то надежда на золото у него еще есть. И в шестой штилевой гонке Сергей делает все, лишь бы во что бы то ни стало выиграть. В поисках ветра он отрывается от основной группы яхт и проигрывает: он не укладывается в контрольное время, а в результате получает "баранку" - ноль. А первыми на этот раз оказываются братья Детре. Вторым финиширует канадский экипаж - Дункан Льюис и Иоан Стратес. Хотя Шпилько и приходит лишь третьим, но по сумме штрафных очков остается не просто лидером, а теперь уже недосягаемым претендентом на главную награду.

"Виндгляйдер". Больше всего зарубежных гостей было в этом молодом классе. С первых же стартов серьезную заявку на призовые места сделали ведущие советские виндсерфисты Николай Кравченко (два первых прихода) и чемпион страны этого года Сергей Самекиш (два вторых). За ними шел 19-летний венгерский спортсмен Лаело Кецери. Однако на следующий день Ласло показал характер, обогнав обоих лидеров. Перед стартом имевшей важное значение четвертой гонки на дистанции "Альфа" страсти разгорелись. Белые треугольники парусов кружили около судейского судна уже гораздо живее, чем в первые дни: каждый старался заблаговременно выбрать самую выгодную, верную позицию. И лишь парус Ришарда Цыбульекого лежал на воде, а сам этот польский спортсмен с независимым видом сидел на доске, рассматривая небо. Но вот "Виндгляйдеры" прекратили "пляску" и, как по натянутой струне, выстроились у невидимой стартовой черты. Несколько секунд - и струна лопнула, ровный строй разбился на два клина.

Мгновенно "оживший" Ришард возглавил тех, кто сразу после старта предпочел правый галс Другие - большинство - устремились к поворотному знаку левым галсом. И повели эту "журавлиную стаю" Ласло Кецери и таллинец Матти Мик. Но они так увлеклись борьбой друг с другом, что пропустили вперед Николая Кравченко и Сергея Самокиша, которые воспользовались "случаем" и уже не сдавали позиций. Цыбульский вынужден был довольствоваться предпоследним местом - правый галс оказался невыгодным из-за противного течения, с котором польский виндеерфист, видимо, не знал. Зарубежных тренеров удивило, что после финиша советские спортсмены и моряки наперебой стали разъяснять Цыбульскому его ошибку и давать советы. Такой была атмосфера этих необычных соревнований, которые, действительно, стали встречей друзей.

Когда усилился ветер и поднялась волна, далеко не всем удалось пройти дистанцию: в следующей гонке треть участников не финишировала. В этом числе оказался и Кецери: для него это было особенно обидно, так как он сразу переместился с призового места на пятое. Уверенно и красиво шел по волне Кравченко. Одержав третью победу, он стал практически недосягаемым: его основной конкурент Самокиш финишировал лишь шестым. В безветренный день старт несколько раз переносили, но пройти дистанцию за контрольное время так и не удалось, гонку отменили.

Зато последняя гонка запомнилась и участникам, и болельщикам. Сильный ровный ветер позволял развивать большие скорости. Менее часа понадобилось лидерам, чтобы пройти всю дистанцию. Всего на 5 секунд позже Самокиша финишировал поляк Гжегош Мышковский. Затем один за другим с такими же интервалами по нескольку секунд закончили дистанцию и завершили регату выступающий вне зачета эстонский спортсмен Сада Тоомас, канадец Рейнес Коуби, кубинец Хуан Хидальго. Николай Кравченко, уже освоившись в роли победителя, не торопился - Спокойно "проехал" дистанцию и финишировал шестым. В это же самое время в Венгрии на озере Балатон брали старты швертботы классов "470" и "Финн", на которых выступали представители восьми стран Европы: Австрии, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ФРГ ЧССР и СФРЮ. Погода и здесь не благоприятствовала соревнованиям: слабые ветра то и дело сменялись полными штилями, из-за безветрия здесь удалось провести только шесть гонок.

виндсерфинг

Нашу страну представляли в классе "470" - экипажи Д. Березкина и М. Кудрявцева, а в классе "Финн" -О. Хоперский и Н. Сухорукое. Сильнейшую конкуренцию советским спортсменам, выступающим на "семидесятках", составили гонщики из ГДР - призер чемпионата Европы И. Фатер и призер первенства мира Й. Боровский, а также венгр Г. Фундак. В таком порядке они и стали призерами соревнований. А вот среди "финнистов" был вне конкуренции чемпион СССР 1984 г. Олег Хоперекий: выиграв четыре гонки из пяти, он досрочно завоевал золотую медаль. Чемпион мира известный польский спортсмен Я. Совковняк на этот раз смог претендовать лишь на серебро, набрав на 13 штрафных очков больше.

Соревнования закончились. Как отмечали зарубежные участники и гости регаты, встреча в Таллине прошла на высоком спортивном уровне, была проникнута духом морского товарищества, стала подлинным спортивным праздником. Неукоснительно соблюдались олимпийские идеалы, но регата в целом ни в коей мере не противопоставлялась Олимпийским играм. Всем без исключения были созданы равные условия для успешного выступления. "Польские спортсмены в Таллине уже десятый раз, - заявил на прессконференции представитель команды ПНР редактор журнала "Жагле" Лешек Блащик. - И каждый раз они встречают здесь дружеский прием. Международная регата "Дружба" была проведена на очень высоком организационном уровне, в поистине дружеской обстановке сердечной теплоты. На дистанциях проходила настоящая - острая и красивая спортивная борьба. Парусная регата "Дружба" хорошо служила делу укрепления дружбы между народами!" Все выступавшие поддержали эту высокую оценку соревнований.

Победители международной регаты Дружба 18-26 августа 1984 г. в классе виндгляйдер (15 чел.):

1 Н. Кравченко, СССР (1, 1, 3, 2, 1, 6); 8,7
2 С. Самокиш, СССР (2, 2, 4, 1, 6, 1); 14,0
3 Л. Кецери, ВНР (7, 3, 1, 3, НФ, 9); 39,4
4 Г. Мышковский, ПНР (6, И, 6, 5, 4, 2); 44,4
5 Р. Коуби, Канада (8, 6, 5, 7, 3, 4); 48,4
6 X. Хидальго, Куба (И, 9, 7, 1С', 7, 5); 67,0

Ю. Венделина и В. Рудько. Фото И. Федорова, журнал "Катера и Яхты", 1984 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf