Переход Фредерика Бошена вокруг мыса Горн

Мыс Горн - южная оконечность маленького островка Горн, входящего в архипелаг Огненная Земля, лежит точно на 56° южной широты. Это самая южная точка обитаемых континентов нашей планеты. Здесь, На стыке Тихого и Атлантического океанов, преобладает холодный и влажный субполярный климат, Часто бывают дожди и туманы. Жестокие ветра разводят крупную волну, которая при наложении на океанскую зыбь создает исключительно неблагоприятные Условия для плавания в омывающих виндсерфинг Огненную Землю водах, издавна снискавших у моряков Дурную славу. И хотя современные суда с механическими двигателями без особого труда огибают мыс Горн, для тех, кто преодолевает его под парусами, это продолжает считаться сдачей наиболее трудного экзамена на морское мастерство и мужество.

Фредерик Бошен, 25-летний француз, решил попытаться обогнуть мыс Горн на виндсерфере. Фредерик - опытный спортсмен, участник многих соревнований по виндсерфингу, член сборной команды Франции по этому виду спорта. Он руководит исследовательско-конструкторским бюро при парусной школе в Ла-Боли (южное побережье Бретани), занимается тренерской работой. Свое мастерство в плавании на дальние расстояния на виндсерфере Фредерик Бошен подтвердил переходом через Ла-Манш в июне 1978 г. Именно после этого он и объявил о намерении обогнуть мыс Горн. Было решено, что переход проливами между почти необитаемыми островами Огненной Земли будет осуществлен в несколько этапов, в сопровождении обеспечивающих судов, несущих на себе все необходимое оборудование и запасы. В качестве таких судов были выбраны поставляемые фирмой "Анжевинье" две надувные лодки: типа "Коммандо-VI" длиной 6,0 м с двумя подвесными моторами "Маринер" (мощностью по 48 л.с.) и типа "Коммандо-VI" длиной 4,3 м с одним мотором "Маринер" (мощностью 25 л.с).

виндсерфинг

Что же касается виндсерфера, Фредерик остановился на продукции французской фирмы "Дюфур", которой он симпатизировал после своей победы в регате "Ски Йотинг 1979 г.", где выступал на снаряде этой фирмы. Изменения, внесенные Бошеном в конструкцию серийной доски "Дюфур Винг", коснулись в основном шверта и парусного вооружения. Кроме стандартного шверта, для хода с попутным ветром были предусмотрены шверт, укороченный на одну треть, и шверт, вообще не выступающий под днищем доски - заглушка для предотвращения фонтанирования воды через колодец. Были специально спроектированы (и сшиты в двух комплектах) паруса четырех размеров - площадью 5.8, 4.8, 3.6 и 2 м.кв. Паруса были скроены почти плоскими, небольшое "пузо" образовывалось при работе паруса в верхней его трети. Все паруса ставились на мачтах одного типа, усиленных в районе крепления гика. Четыре мачты с навернутыми на них парусами укладывались в специальный чехол, закрепляемый на правом борту большей из надувных лодок; это позволяло в море быстро заменять парус вместе с мачтой. Снаряжение дополняли три запасных гика, в том числе один - "детский" для штормового паруса площадью 2 м2.

После испытания в холодную погоду различных вариантов одежды, способной защитить тело спортсмена в суровых условиях, Фредерик выбрал такой: на трикотажное белье из акриловой нити надевались два комбинезона из мягкого неопрена (нижний-толщиной 2 мм, а верхний-3 мм). На ноги надевались две пары носков - шелковые и шерстяные, а затем непромокаемые легководолазные сапоги. Шерстяной шлем и эластичный неопреновый капюшон дополняли костюм.

Летом 1979 года Бошен усиленно тренировался, а осенью вместе с обеспечивающей командой выехал в Биарриц, чтобы окончательно испытать снаряжение и отработать технику смены парусов в условиях штормового Бискайского залива. Наиболее подходящим временем для обхода мыса Горн сочли весну (в Европе в это время зима). Поздней осенью, закончив всю подготовку техники и преодолев многочисленные формальности, экспедиция из пяти французов смогла вылететь в Америку. Там Фредерик Бошен в течение многих дней продолжал тренировки сначала в водах Тихого океана, неподалеку от Сантьяго, а затем на высокогорном озере вблизи Портилло. Здесь на высоте 2000 м обстановка в значительной мере соответствовала ожидавшимся условиям в проливах Огненной Земли: сильный ветер, ледяная вода, заснеженные скалы. Вся команда не только физически, но и психологически подготовились к нелегкому переходу.

К началу декабря экспедиция перебазировалась в городок Пуэрто-Вильямс, расположенный на северном побережье острова Наварино. Длившаяся более года подготовка к операции закончилась облетом и осмотром с воздуха проливов архипелага, в которых пролегала намеченная трасса, и окончательной корректировкой маршрута.

Дождливым утром 8 декабря все участники перехода собираются на пристани. Лодки стартуют в полдень. Заводятся моторы. Фредерик спускает на воду свой "Винг" и при норд-осте силой 2-3 балла начинает движение в западном направлении - ко входу в пролив Мюррэй. Впереди идет "Коммандо-VI", управляемая руководителем и штурманом экспедиции Люком Геллюссо. Вместе с ним в лодке кинооператор Брижитт Эгли, а также баталер и кок Микаэль-Клей Вьянне. фотограф Бернар фаво маневрирует на второй лодке, стараясь отснять эффектные моменты первых послестартовых миль (в свои 37 - он самый старший по возрасту из пятерых, остальным по 26-27 лет).

Бошену приходится часто менять галсы, приспосабливаясь к заходам ветра. Через три с половиной часа он огибает западную оконечность острова Наварино и входит в Мюррэй. Разгулявшаяся волна омывает ноги, мокрые руки одеревянело сжимают гик. Пролив постепенно расширяется, ветер усиливается и принимает устойчивое юго-западное направление. Скорость виндсерфера временами достигает 15 уз. Вскоре высокая волна уже начинает затруднять движение не только виндсерфера, но и лодок, которые стараются держаться ближе к Фредерику, чтобы приободрить его. Неудачно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, виндсерфист падает. Ледяная вода попадает под комбинезон. Ощущение холода усиливается непрерывно падающим дождем...

виндсерфинг

После шести часов непрерывного хода одним галсом правая рука Фредерика совершенно затекла. Мышцы ее болели нестерпимо, движения ею требовали больших усилий воли. За первым падением последовало второе, третье... Комбинезоны намокли изнутри и сильно охлаждали тело. Дождь усиливался, приближалась ночь. Усталые и промокшие участники экспедиции свернули в небольшую бухточку у подножья горы Тортуга. Здесь на болотистом берегу они устроили первый бивуак. Несмотря на ужасную сырость, Бернару удалось развести большой костер. Под натянутым между двумя деревьями парусом Вьянне приготовил ужин. Брижитт укрылась в одной из палаток - "иглу" для перезарядки своих кинокамер. Люк принялся менять шпонку гребного винта, срезанную при ударе лопастью о ветвь гигантской водоросли. Фредерик чувствовал себя на грани исчерпания сил. Мышцы периодически охватывали судороги, руки болели, а ноги было невозможно согреть даже вблизи костра. Не слишком ли интенсивно начался переход? Друзья старались подбодрить Фредерика, как могли, восхищались его выносливостью и мужеством. Ведь итоги первого дня были утешительными: пройдено 48 миль, снаряжение оказалось надежным в работе.

Весенние ночи в этих субполярных широтах очень коротки. Поднялись в 6 утра. Светило солнце и только сильный холодный ветер напоминал о том, где находятся путешественники. На этот день планировалось сделать короткий переход до южной оконечности острова Осте и уже оттуда, дождавшись благоприятного ветра, стартовать в обход мыса Горн. После завтрака лагерь был быстро свернут, вещи собраны и уложены. Одежда за ноЧь немного подсохла. Лодки и виндсерфер спустили на воду; экспедиция вышла в широкий залив Нассау, держа курс на юг, к побережью острова Осте. Дул западный ветер силой 4-5 баллов. Быстро пересекли залив, прошли мыс Харди. Ветер засвежел. Начала появляться крупная волна - как в открытом море. Подойдя вплотную к виндсерферу, Люк сообщил, что средняя скорость составляет 8 уз. Очень неплохо при таком волнении!

Если не считать падений Фредерика в воду, этот переход удалось завершить без особых приключений. В заливе Лорт решили искать место для лагеря. Здесь берег покрыт голыми, каменистыми холмами, почти лишенными растительности. Лишь мелкий кустарник, истрепанный жестокими ветрами, виднелся в расщелинах. Палатки пришлось ставить среди лишайников и лужиц воды. По небу проносились плотные черные тучи, закрывавшие вершины окрестных гор и сеявшие частым дождем. Обедали под навесом из двух парусов, однако это не спасало от всепроникающей сырости. Огонь костра не смог даже высушить волосы на голове. Когда рассвело, все увидели, что склоны гор покрылись выпавшим ночью снегом. Несмотря на ранний час, дул резкий холодный ветер. Временами на юго-востоке можно было разглядеть высокие скалы острова Горн. Бошен старался как следует разогреться, чтобы судороги не начали сводить его мышцы сразу же после старта. Короткие сборы - и последний марш-бросок к намеченной цели начался.

Через два часа на траверзе западной оконечности острова Эрмите пришлось сделать вынужденную остановку, так как кисти рук Фредерика были буквально парализованы. Но вот гик снова в руках Бошена, движение продолжается, виндсерфер поворачивает на восток! Неожиданно ветер меняет направление и начинает дуть с востока. Видимо, коварный Эол решил устроить нешуточное испытание спортсмену и его легкому суденышку. Они принимают вызов. Несмотря на энергичную жестикуляцию Люка, предлагающего повернуть назад и дождаться попутного ветра, Фредерик продолжает идти к мысу Горн в лавировку. На длинной океанской зыби, идущей с запада, образуется крутая рубленая волна. Сильный ветер Срывает верхушки волн и швыряет их в лицо. Несмотря на теплые доспехи, тело леденит холодный душ. Виндсерфер пляшет на волне, с трудом удерживается на курсе. Фредерик не чувствует своих рук, закоченевших от холода и мертвой хваткой вцепившихся в гик. Температура воды всего 5°С, воздуха-менее 10 °С. Кончики пальцев рук начинают испытывать острую колющую боль, как будто с них сдирают ногти. Но физические страдания лишь укрепляют волю яхтсмена. В пляске вспененных гребней то появляются, то исчезают сопровождающие лодки. Океан неистовствует. На мгновение Фредерика охватывает чувство страха и одиночества, но очередная волна заставляет его руки и колени автоматически продолжать свою работу.

виндсерфинг

После двух с половиной часов непрерывной борьбы с ветром и волной Фредерику удалось достичь траверза мыса Спенсер. Скорость ветра к этому времени превысила 30 уз - пора было заменить парус на меньший. С этой целью Фредерик решил приблизиться к лодке Люка, но подойти вплотную на крутом волнении было очень сложно - и при сильном ударе о борт "Коммандо-VI" он упал в воду, принимая очередную ледяную ванну. С большим трудом удалось вскарабкаться на пляшущую доску, установить ее в нормальное положение и заменить мачту. Теперь он идет под 2-метровым "триселем". Мыс Спенсер пройден. Фредерик вновь полон надежды на успех! Черные скалы мыса Горн уже отчетливо видны. Осталась последняя миля до заветной цели, однако каждый метр дается с огромным трудом. Неожиданно виндсерфер перестает слушаться яхтсмена и начинает дрейфовать лагом, это верный признак поломки шверта. Люк подходит, чтобы оказать помощь, и в этот момент брошенный волной виндсерфер на хорошей скорости врезается в корму надувной лодки. Пока Бошен меняет шверт, экипажу "Коммандо-VI" приходится исправлять погнутую при столкновении тягу управления двигателем...

Уже в течение четырех часов мыс Горн мелькает перед глазами Фредерика. Теперь его скалы возвышаются совсем близко -в каких-нибудь 2-3 кабельтовых. Желание скорее достичь цели придает силы. Яхтсмен перестает ощущать холод, усталость и боль в руках. Однако ветер продолжает крепчать, высота волн достигает уже 6 метров. (Из-за высокой волны и сплошной пелены брызг, окутывающей сопровождающие суда, было совершенно невозможно вести фото и киносъемку.) Бошен вновь падает в воду, с трудом выбирается на доску, снова поднимает мачту с парусом и продолжает путь. Труднейшие последние метры! "Дойти, дойти, дойти!" - приказывает себе Фредерик. Его тело превратилось в автомат, четко реагирующий на набегающие волны. Виндсерфер "рикошетирует" от их поверхности, совершает прыжки. Наконец, траверз мыса Горн пройден!

Восемь с половиной часов тяжелой и упорной борьбы со стихией увенчались победой человека, в совершенстве владеющего техникой плавания на виндсерфере. Фредерик и его друзья решили укрыться в глубине небольшого заливчика, защищенного от натиска шторма скалами и гигантскими водорослями. Цель экспедиции достигнута - настроение ее участников в этот вечер было приподнятым! Наутро воодушевленный своей победой, Фредерик не мог отказать себе в удовольствии еще раз пофлиртовать с коварным мысом. Погода была очень свежей. Над верхушками скал проносились тучи. Виндсер-фист курсировал у каменных стен мыса в течение почти двух часов и пересек кипящий волнами бар, как бы материализующий границу между Атлантическим и Тихим океанами.

Позднее виндсерфист закрепил свое звание "кап-горнера", выйдя из бухты в шторм, когда скорость ветра достигла 50 уз. Вот как он описывает свои ощущения: "Море было белесым, оно все как бы парило, окутанное пеленой брызг. Пробую идти под своим "триселем". Доска "взбрыкивает", встает на дыбы, поворачивается на ребро. Парус надут до предела. Мчусь в облаке брызг. Это похоже на безумие. Не отдаю себе отчета в своих действиях. Как слепой, ударяюсь о волны, руки быстро устают. Описав полукруг, я был вынужден вернуться к точке старта, чтобы дождаться, когда утихнет ветер".

Обратный путь к Пуэрто-Вильямс проходил при благоприятных направлениях ветра. Погода улучшилась. Бошен и его друзья получили возможность не спеша пройти живописными в лучах солнца проливами и фиордами островной Патагонии, встречая тюленей, морских львов и целые колонии пингвинов. Они обнаружили опадавший в море ледник, между плавающими обломками которого Фредерик долго маневрировал, позволив Бернару сделать серию эффектных снимков.

За 7 суток похода экспедиция прошла около 300 миль, проведя в море 52 часа. Средняя скорость виндсерфера составила, таким образом, около 6 уз. Так, в труднейших штормовых условиях впервые в истории парусного спорта на виндсерфере удалось пройти меридиан мыса Горн.

В.В. Зубрицкий по Материалам статьи Люка Геллюссо и Фредерика Бошена, опубликованной в журнале "Bateaux"
Журнал "Катера и Яхты", 1980 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf