VII соревнования на приз "Катера и яхты"

В шестой раз на берегу Финского залива в тенистой роще, обрамляющей Золотой пляж г. Зеленогорска, разбили свои палатки участники соревнований по виндсерфингу на приз нашего журнала. Зеленогорск можно считать постоянным местом этих соревнований: только однажды -в 1980 г. гонки были проведены не здесь, а в Саулкрасты - пригороде Риги.

Мы уже привыкли к тому, что соревнования на приз "Катеров и яхт" последних лет собирают не менее 100 спортсменов, но на этот раз количество участников - 193-превзошло все ожидания. Помериться силами на волнах Финского залива собрались 36 команд из 8 союзных республик, Москвы и Ленинграда; 15 команд (78 спортсменов) выступало под флагом Российской Федерации, 7 команд (42 человека) представляли Ленинград. Заметно возросло и женское представительство: участвовало 19 спортсменок против 8 иа предыдущей встрече. Отметим, что с 1983 [-.предполагается проводить все гоики иа парусных досках с отдельным зачетом для женщин; по предложению представителей команд такой зачет был "опробован" на наших соревнованиях. 130 участников соревнований имели спортивную квалификацию I и II разряда; 25 - кандидатов в мастера спорта и 18 - мастеров спорта СССР.

Популярности гонок способствовало, без сомнения, достаточно демократичное Положение о соревнованиях: к гонкам допускались спортсмены-второразрядники, которые получили возможность выступить вместе с мастерами спорта. Это привлекает новичков: где как не здесь, на всесоюзных соревнованиях, при большом количестве участников и в присутствии именитых соперников можно обрести опыт борьбы и повысить свою спортивную квалификацию. Кроме того, спортсмены, занявшие в общем зачете три первых места, получали право участвовать в соревнованиях иа Кубок СССР.

Предыдущие соревнования на приз "Катеров и яхт" проходили то при штормах, то при тихих ветрах. Бывало и такое: начиналась гонка практически при штиле, а заканчивалась - при ветре 14- 16 м/с. На этот раз в первый день соревнований скорость ветра не превышала 4-6 м/с, а в последующие два - снизилась до 2 м/с. Естественно, при таких погодных условиях преимущество имели легкие спортсмены, дакроиовые паруса и новые, еще не деформированные доски. Это в полной мере можно проиллюстрировать результатами, показанными соседями по итоговой таблице в общем зачете - Евгением Котовым и Юлией Казаковой (29-е и 30-е места). Если в первой гонке победитель соревнований в тяжелой весовой категории Е. Котов пришел 35-м, а первая среди женщин Ю. Казакова - 52-й, то во второй и третий штилевые дни Ю. Казакова постоянно опережала значительно более тяжелого Е. Котова. Так что параллельный зачет по трем весовым категориям и среди женщин оказался оправданным.

Во время гонок легко было выделить три группы спортсменов. Первыми, как правило, шли признанные мастера (их оказалось не больше десятка), второй группой - спортсмены, имеющие опыт выступлений в подобных соревнованиях (большинство участников), третьей - новички. Разница во времени между финишем победителя гонки и участника, завершившего ее последним, составляла не менее 40 мин. Это свидетельство не только различного уровня мастерства спортсменов, по и неравноценной по ходовым качествам материальной части.

виндсерфинг

С 1981 г. в наших соревнованиях наряду с досками свободного класса участвуют и монотипы класса "Виндгляйдер" - наиболее вероятные доски на очередных Олимпийских играх. На соревнованиях в Зеленогорске число этих досок возросло до 90, причем большинство из них было изготовлено своими руками. Не только фирменные "Виндгляйдеры", но даже и построенные самостоятельно доски имели явное преимущество в ходовых качествах по сравнению с досками свободного класса. Неважно выглядели доски типа "Пагги" производства Таллинской экспериментальной верфи, которые уже на второй год эксплуатации начинают набирать воду и деформируются. Доски, изготовленные ленинградской экспериментальной судоверфью, выше качеством, но их число на соревнованиях было мизерным.

В наибольшей степени на результатах гонок сказывались недостатки конструкций самодельных снарядов. Несмотря на слабый ветер, было очень много поломок, из-за которых спортсмены вынуждены были прекращать соревнования. Видимо, при постройке досок уделялось недостаточно внимания качеству работы. Да и сам факт участия ряда спортсменов на досках, которые ломались при ветре 2 балла, свидетельствует о несерьезной подготовке. Несколько человек пришлось снимать буквально с "утопающих" досок, набравших воду и не способных удержать человека на плаву.

Учитывая маловетренную погоду и просьбу представителен команд, главный судья В. Малиновский допустил к гонкам шестерых юношей моложе 15 лет. Однако их подготовка к гонкам в морских условиях оказалась настолько слабой, что в первый же день соревнований спасательной команде пришлось тащить пз воды четверых выбившихся из сил мальчишек...

К сожалению, соревнования не отличались хорошей организацией. Множество "накладок" отчасти было вызвано необычно большим числом участников, затруднившим оперативное решение таких вопросов, как транспортировка техники от лениградских вокзалов к месту соревнований или питание спортсменов, осложнивших работу судейского аппарата, особенно секретарей. Само проведение этих крупнейших соревнований, включенных во Всесоюзный календарь Спорткомитета СССР по парусному спорту 1982 г., неожиданно - за два дня до открытия - оказалось под угрозой срыва: спорткомитет Ленинграда закрыл их финансирование. Потребовалось немало усилий, чтобы гонкн все-таки состоялись.

Сжатые сроки, предусмотренные спорткомитетом, заставили до предела уплотнить программу соревнований: в первый и третий дни были даны по два старта, а во второй день - даже три. Из-за слабого ветра прохождение 3-мильной дистанции затягивалось на срок более часа. Это ставило спортсменов в неравные условия: финишировавшие первыми могли отдыхать на 30-40 мин. больше, чем замыкающие гонку. К тому же, стартовать одновременно 193 участникам оказалось довольно сложно. Даже введенное в гоночную инструкцию правило "одной минуты", по которому за минуту до старта ни один участник не имеет права пересекать стартовую линию, не могло избавить виндсерфистов от массовых фальстартов почти в каждой гонке.

По вине судьи-секундометриста старт второй гонки был дан на минуту раньше контрольного времени; после протеста, поданного участниками, результаты этой гонки были аннулированы. Недостаточно хорошо работали на этот раз и секретари судейской коллегии. Результаты гонок вывешивались сразу после финиша только в первый день. К закрытию соревнований, которые состоялись около 23 часов, еще не были определены победители в командном и общем зачетах и обладатели специальных призов. Судьям понадобилось четыре часа для выявления, притом с досадными ошибками, победителей в трех весовых категориях и среди женщин.

И все же, несмотря на все неполадки и упущения в организации соревновании, большинство участников покидали Зеленогорск с чувством удовлетворения. Вот, например, как отзывались о гонках спортсмены из Владивостока: "На городские соревнования у нас выходит не более десяти виндсерфистов; нам казалось, что все у нас получается здорово. Но в Зеленогорске мы поняли, что до настоящего мастерства нам еще далеко: нет навыка соревнований среди большого количества участников. Правда, наши скромные результаты отчасти можно оправдать тем, что мы выступали в непривычных условиях. При сильном ветре, к которому мы привыкли, результаты могли бы быть лучше. К сожалению, ни руководство нашего спортивного общества "Спартак", ни руководители предприятий, где мы работаем, не хотят понять, что настоящим мастерством можно овладеть только на соревнованиях всесоюзного масштаба".

Спортсмены с интересом участвовали в столь массовых соревнованиях, но, по мнению большинства из ннх, число одновременно стартующих следовало бы ограничить 70-80. Для этого предлагается начинать соревнования с отборочных гонок либо производить отбор финалистов по результатам первых трех гонок. Высказывались также пожелания пересмотреть квалификационный ценз - допускать к соревнованиям спортсменов, имеющих разряд не ниже I, проводить гонки без разбивки на весовые категории и только на снарядах-монотипах ("Виндгляйдерах").

Технические результаты VII соревнований на приз журнала "Катера и Яхты":

1 "Падомью Латвия"; 167,2 очка
2 Зеленогорский виндсерфинг-клуб при ЗПКнО, Ленинград; 199,8
3 Ленинградский кораблестроительный институт-I команда; 257,4
4 "Калев", Таллин; 289,8
5 "Чайка", Великие Луки; 298,8
6 "Саркаиайс Металлурге", Лиепая; 386,1.

Личный зачет:

Категории "С" (вес до 71 кг; 83 спортсмена):

1 Н. Кравченко, м.с.м.к., "Орбита", Москва; 0,0 очков (место в общем зачете- 1; количество очков - 6)
2 А. Берзнныи, м.с, "Падомью Латвия"; 25,4 (3, 32,4)
3 А. Пеэк, м.с, "Калев", Таллин; 27,4 (4; 34,4)
Категория "Д" (вес 69-81 кг; 74):

1 Э. Терехин, м.с.м.к., ВС, Рига; 0,0 (2; 19)
2 Н. Шашенков, м.с, ЗПКиО, Ленинград; 25,4 (Ю; 80,7)
3 П. Воногов, м.с, ЛКИ, Ленинград; 37,7 (12: 89,7)
Категория "Е" (свыше 79 кг; 17):

1 Е. Котов, м. с, ЗПКнО, Ленинград; 17,0 (29: 183)
2 Э. Буманнс, 1 р.. "Падомью Латвия"; !9,0 (39, 220)
3 В. Гончаренко, к.м.с, Феодосия; 20,1 (37; 212,0)
Женщины (19):

1 Ю. Казакова, к.м.с, "Водник", Москва; 3,0 (30; 185,0)
2 А. Ернлина, "Спартак", Минск; 15,0 (70; С56)
3 М. Дубенко, к.м.с, ЦЯК Ленинграда; 25,7 (79; 410,0).

Д. Селезнев, журнал "Катера и Яхты", 1982 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf