Универсальный шарнир

Шарнир - очень ответственный узел, от надежности которого во многом зависит успех в гонках. Шарнир должен хорошо работать в морской воде и при попадании в него песка, выдерживать удары и большие срезывающие нагрузки, возникающие при эксплуатации виндсерфера. Важно также, чтобы исключалась возможность порезов и ушибов спортсмена - недопустимы острые углы и кромки.

Шарнир должен обеспечивать мачте с парусом возможность свободно поворачиваться на 360° и наклоняться не менее чем на 90° в любую сторону, причем эта возможность должна сохраняться при действии даже значительных нагрузок. Все эти требования в большей или меньшей степени удовлетворены в приводимой здесь конструкции (правда, несколько затруднено вращение мачты при углах наклона, близких к 90°, но указанный недостаток вряд ли имеет практическое значение).

Металлические детали надо изготовить из нержавеющей стали Х18Н10Т, за исключением опорной шайбы 2, вытачиваемой для уменьшения сил трения из бронзы. Сухарь 8 с взаимно перпендикулярными отверстиями под втулки 7 и 9 можно сделать из капролона, достаточно прочного, некорродирующего и хорошо работающего на трение. Важно, чтобы расстояние между этими отверстиями было минимальным, так как в противном случае возникают большие усилия в шарнире, приводящие к деформации деталей, заклиниванию или поломке шарнира. Все острые кромки тщательно скругляются.

Сборку шарнира начинают с того, что, надев на втулку 9 сухарь 8 и щечки 10, ее развальцовывают. Нужно убедиться в легкости качания сухаря вокруг втулки 7, при этом болт 5 (М8), вставленный во втулку 7, не должен задевать шпор мачты при повороте на 90°. Чтобы сверло точно вышло на отверстие в противоположной щечке 10, следует, наложив щечки на шпор мачты, опереть нижнюю щеку соответствующим- отверстием на центр или шарик, установленный точно под сверлом на столе (см. эскиз). В три просверленных таким образом отверстия вставляются трубки 11 0 5 мм из латуни или нержавеющей стали; обрезают их так, чтобы концы выступали над щечками нв 5 мм, после чего концы развальцовывают.

Следующим этапом закрепляют стальную вилку 3 на текстолитовом вкладыше 1 болтом М8, как показано на чертеже. Последней операцией сборки является соединение сухаря 8 с вилкой 3. Все болты должны быть тщательно затянуты и законтрены. На вкладыш 1 рекомендую приклеить микропористую резину - это предотвратит выскальзывание вкладыша из гнезда в корпусе виндсерфера и облегчит работу с мачтой в условиях волнения.

шарнир

П.Д. Пастухов, журнал "Катера и Яхты", 1977 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf