Материалы для постройки парусных досок

Выбор материалов для постройки парусных досок из стеклопластика оказывает решающее влияние на прочность и вес снаряда. В качестве армирующих материалов наиболее выгодными по удельной прочности являются конструкционные ткани из стеклянных крученых комплексных нитей по ГОСТ 19170-73. Мы имели возможность использовать легкую (290 г/ м ) и прочную (разрывная нагрузка на полосу шириной 25 мм по основе 270 и по утку 150 кг) стеклоткань сатинового переплетения Т-10. Ее толщина - 0,23 мм. Несколько меньшую прочность имеют марки Т-10/1 и Т-10/2.

В судостроении распространена ткань Т-11-ГВС-9 толщиной 0,30 мм, весом 385 г/м2, прочность по основе 180 и по утку 95 кг. Корпуса, армированные этой тканью, получаются тяжелее, но материал обработан специальным гидрофобным составом, повышающим срок службы корпусов судов. Для наружных слоев обшивки и внутренней обшивки при трехслойной конструкции лучше применить более тонкие стеклоткани полотняного переплетения - электроизоляционные марок Э1-25. Э1-43, Э1-62. Э1-100. Э1-150. имеющих соответственно толщину 0,025, 0,043, 0,062, 0,10 и 0,15 мм и вес от 24 до 150 г/м2, а также ткани ЭЗ-200 и ЭЗ-250 весом 195 и 230 г/м.кв. Эти материалы имеют низкую прочность, но хорошо облегают при формовании корпуса переходы поверхностей по малым радиусам, повышают водонепроницаемое обшивки. Выпускаются они в соответствии с ГОСТ 19907-74. Для этих же целей и приформовки деталей набора хороши авиационные ткани из стеклянных крученых комплексных нитей по ГОСТ 8481-75 марок А-1 (толщина 0,1 мм, вес 110 г/м2) и А-2 (0,06 мм; 68 г/м2), также имеющие полотняное переплетение.

Для набора корпуса и заполнителя трехслойных конструкций рационально применять пенопласты с наименьшим удельным весом. Хорошие результаты можно получить, используя пенопласт ПСВ - полистироловый вспенивающийся. Плиты из этого пенопласта достаточно часто применяются для теплоизоляции, всевозможных упаковочных коробок для радиоаппаратуры.

Большую экономию массы корпуса, значительное сокращение трудоемкости подгоночных работ и улучшение качества приформовки деталей может обеспечить применение самовспенивающегося клея К-153В. Этот клей в зависимости от содержания компонентов имеет различный удельный вес и прочность Наиболее рационально применять пеноклей с удельным весом 0,2 г/см3 с мелкоячеистой структурой. После полимеризации слой пеноклея практически превращается в пенопласт с достаточно высокими физико-механическими свойствами. Главным достоинством пеноклея К-153В является его способность увеличиваться в объеме до тех пор, пока он полностью ие полимеризуется, а также проникать в узкие и глубокие щели и обеспечивать прочное сцепление с пористыми материалами типа пенопластов. Пеноклей является также технологическим компенсатором при склейке обшивки с деталями внутреннего набора.

Эффект вспенивания клеев достигается за счет выделения газообразных продуктов при взаимодействии отвердителей аминиого типа со специальными добавляющими веществами - полиорганосилоксанами, в качестве которого применялась жидкость ГКЖ-94 ГОСТ 10834 - 61. Регулирование величины пор пеноклея осуществлялось дозировкой кремийнорганического пенорегулятора КЭП-1 ТУ6-02-781-73. В порцию смолы (или компаунда), используемой для формования корпуса, добавляется расчетное количество жидкости ГКЖ-94 и пенорегулятора КЭП-1, затем смесь тщательно перемешивают в течение 2- 5 мин, добавляют расчетное количество отвердителя и снова перемешивают до получения равномерной структуры в течение 2-5 мин. Мы использовали клей следующего состава: компаунд К-153- 100 весовых частей; ПЭПА (полиэтилен-полиамин - отвердитель) - 15 вес. ч.; ГКЖ-94 - 5 вес. ч.; КЭП-1 - 2 вес. ч. Жизнеспособность клея - 1 час, время вспенивания - 1,5 ч. При склеивании пеноклей наносят сразу после его приготовления. Примерный расход - 400 г/м2.

Журнал "Катера и Яхты", 1989 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf