Модульный надувной парусник

Я попытался построить парусник, основой конструкции которого служат надувные "бревна" из пластиката диаметром 250 мм и массой 300 г. Три таких баллона, уложенных "в кильватер", образуют корпус длиной 3,6 м. Они составляют единое целое благодаря каркасу из двух дюралевых труб диаметром 35 мм и длиной 4 м, стянутых между собой в носу и корме, и обтягивающей всю конструкцию оболочке из обыкновенной клеенки.

Сверху закреплена палуба из листа 5-миллиметровой бакелизирован-ной фанеры размерами 1,0 X 0,4 м. На палубе установлено обычное для виндсерфера парусное вооружение с площадью паруса 5 м2. Остойчивость судну придают один или два поплавка, расположенных по обе стороны основного корпуса. Поплавок изготовлен из такого же баллона с подложенным под него листом фанеры 1,2 X 0,25 м; с основным корпусом ои соединен при помощи дюралюминиевой трубки. Шверт крепится к тому же основному корпусу при помощи трубки и хомутов.

Масса собранного корпуса без швертов и парусного вооружения 13 кг. Однако эта цифра не является минимально возможной; например, замена бакфанеры иа авиационную при тех же размерах позволит сэкономить еще 2-2,5 кг. Трубы каркаса могут быть составными. В разобранном виде такой парусник удобен для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.

Модульный надувной парусник

Все испытания надувного парусника проходили иа Ладожском озере при силе ветра 1-5 баллов. При любом ветре судно развивало хороший ход и управлялось нормально. К сожалению, парусники в этих местах пока встречаются редко и "прикинуться" с ними мне доводилось лишь при ветре 1-2 балла. От виндсерфера надувной парусник легко уходил, по-видимому, благодаря меньшей массе.

Доводка конструкции моего суденышка заняла довольно много времени. Пришлось поэкспериментировать с положением палубы относительно диаметральной плоскости и с конструкцией аутригера. Симметричное расположение палубы относительно диаметральной плоскости основного корпуса оказалось неудобным: судно с аутригером с подветра легко теряло остойчивость (поплавок отрывался от воды). Этот недостаток удалось устранить перемещением палубы на 10 см в сторону аутригера. Можно было бы увеличить вынос аутригера до 3 м, однако поплавок, вынесенный далеко в сторону, разворачивает судно на волне.

Из всех вариантов модульного судна в качестве наилучших можно отметить тримаран шириной 1 ми двухместный катамаран, изготовленный из двух корпусов с установленными на иих двумя палубами и двумя мачтами. В качестве палуб на катамаране использовались квадраты из 10-миллиметровой фанеры размером 1 X 1 м. На каждой палубе устанавливался свой шверт. При ходе с одним парусом второй шверт вынимался; тем самым сохранялась центровка. Вариант тримарана был легче на ходу и выходил на глиссирование. Этому способствовала деформация оболочки, которая уплощалась под действием напора воды, образуя в поперечном сечении эллипс.

Все перечисленные конструкции испытывались и с подводными крыльями. На тримаране применялось одно крыло, на которое приходилось около 80% веса, а иа катамаране устанавливались по три разрезных крыла под каждой палубой. Аутригер надувного парусника испытывает незначительные нагрузки, поэтому для соединения поплавка и основного корпуса успешно использовалась дюралевая трубка диаметром 18 мм из обыкновенной лыжной палкн. Естественно, в варианте тримарана соединение должно быть более прочным.

Поплавок глиссирует на своем фанерном днище почти при всех курсах и скоростях. Первоначальный поплавок "водоизмещающего" типа, обтянутый клеенкой аналогично основному корпусу, образовывал бурун и заметно тормозил ход судна. Установка крыльев совершенно преображает ход парусника. Он медленно разгоняется, вода вокруг крыла бурлит все сильнее, затем резкий рывок вперед - судно вышло на крыло и понеслось, высоко задрав нос. Первое время этот режим глиссирования в ту же самую минуту заканчивался для меня купанием, так как удержаться на ногах не удавалось. Чтобы научиться контролировать судно при выходе на крыло, потребовалась немалая тренировка.

Модульный надувной парусник

В.М. Яковлев, журнал "Катера и Яхты", 1982 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf