Всесоюзные соревнования юниоров

Всесоюзные соревнования юниоров, проходившие в июле в Ленинграде, отличались представительным и сильным составом. Девять "парусных республик", Москва и Ленинград выставили 192 юных участника (не старше 19 лет) на 112 судах и 23 парусных досках. В течение пяти дней они оспаривали почетное право попасть в молодежную сборную страны. И подчеркнем- в большинстве это были не новички: в гонках участвовало 10 мастеров спорта и 67 кандидатов в мастера. Среди участников можно было видеть чемпиона Европы в классе "420", победителей первенств профсоюзов, членов молодежной сборной прошлого года, однако в целом состав гонщиков по квалификации оказался примерно равным (во всяком случае ни один из участников за слабую подготовку не был снят с соревнований!).

Наконец, остроте спортивной борьбы на дистанциях должен был способствовать и относительно равный уровень материальной части разрешалось использовать только отечественную технику, а также суда производства ПНР и ГДР. Другими словами, в Этих соревнованиях никто не имел материальной части суперкласса, поступающей на вооружение только членов сборной. И тем не менее - острой, интересной борьбы не получилось. Прежде всего из-за погоды: слабые ветра никак не способствовали накалу страстей; по мнению подавляющего большинства молодых яхтсменов, их тренеров и судей, гонки в Невской губе прошли довольно буднично. Тем не менее главный судья встречи И. В. Дорожкин считает, что соревнования достигли цели - позволили выявить сильнейших, ибо как раз в слабые ветра и проявляется мастерство гонщика. Прокомментируем таблицу результатов встречи.

В олимпийском классе "470" результаты оказались очень плотными: 10-е место от 1-го отделяло немногим более 30 очков. Это наглядный показатель того, что состав гонщиков был ровным по уровню спортивной подготовки. Хорошо выступили юноши из московского "Спартака": заняли 1-е и 3-е места. Победители к.м. с. Андрей Арбузов и к.м.с. Андрей Прохоров, несмотря на молодость (они школьники, им по 16 лет), уже познали радость победы. Арбузов, например, в 1979 г. выиграл Хрустальный Кубок на "Оптимисте"! Оба Андрея входят в состав молодежной сборной команды страны. Оба они живут в Долгопрудном, почти ежедневно тренируются на Клязьминском водохранилище. Грамоты были вручены и их тренерам - А.В. Плотникову и О.А. Уловкову.

Следует обратить внимание на очень перспективный экипаж Вячеслава Янкевича из минской ДСШ. Правда, в соревнованиях он занял лишь 4-е место и не попал в список призеров (был дисквалифицирован из-за грота, набитого выше марки), но это представляется неудачей случайной. Янкевич был призером международной регаты "Дружба". Командного зачета на этой сугубо личной встрече не было, однако, если оценивать успехи команд, то надо подчеркнуть: спортсмены БССР уступали только эстонцам. Молодые парусники Белоруссии сумели добиться хороших результатов во всех классах, кроме "Финна", где они замыкают турнирную таблицу.

В гонках на швертботах "420" блеснули мастерством воспитанники ДСШ Таллина. Члены молодежной сборной страны Тыну Тынисте и Пааво Петтай, выиграв три гонки, стали первыми, а Пеэтер Шарашкин и Марко Рюутель заняли 3-е место. В классе "ОК-динги" также стал победителем гонщик из Эстонии - 16-летний Уку Кууск, намного опередивший ближайших соперников. В Ленинграде Тыну Тынисте выступал вместе с Пааво Петтай, обычно же он ходит на одном судне с братом-близнецом Томасом (перед соревнованиями Томас заболел). Братья начали увлекаться парусным спортом с 1976 г. Их первым тренером была Мильве Мартин. В 1978 г. Тыну и Томас выиграли первенство СССР в классе "Оптимист".

В настоящее время братья Тынисте занимаются в "Калеве" у тренера Рейна Оттосона. В 1981 г. на первенстве СССР из-за фальстарта Тыну и Томас были лишь пятыми в классе "470". Тренируются Тынисте очень много - по шесть дней в неделю. На XXXIII международной Балтийской регате братья Тынисте вторую гонку прошли вторыми и заняли 12-е место среди 55 участников. Это хороший результат для молодых гонщиков, если учесть, что на регату приехали сильнейшие яхтсмены Европы. Пеэтер Шарашкин тоже воспитанник ДСШ Таллина, он тоже начал свой путь в парусном спорте с "Оптимиста". Первым его тренером был отец - Юрий Шарашкин, призер чемпионата Европы на буерах класса "DN". С 1981 г. Пеэтера тренирует Р. Оттосон. В 1980 г. на первенстве СССР в классе "Оптимист" Пеэтер Шарашкин был вторым.

Однако вернемся к соревнованиям в Невской губе. В классе "Финн" первенствовали ленинградцы. Это, пожалуй, был единственный класс, где они уверенно удерживали позиции. И здесь на почетном (при 27 участниках) 4-м месте снова был гонщик из Эстонии - Ааре Таветер. Дмитрий Орлов лидировал со второй гонки до самого конца соревнований. Его победа всего с 3 штрафными очками - наилучший абсолютный результат встречи: второй призер отстал от него на 22 очка!

На парусных досках, как и предполагали ведущие тренеры, первым стал Рамис Файзулин из Сочи. Это уже знакомый нашим читателям по предыдущим отчетам признанный мастер, кстати сказать - единственный мастер спорта, выступавший в классе "Виндгляйдер". Рамис входит в состав сборной страны и на соревнованиях самого высокого ранга неизменно занимает призовые места. Победил он и в этой встрече на "ленинградской воде". Его товарищ по сборной Николай Ганженко был лишь четвертым (из-за случайного совпадения обстоятельств в первой гонке не финишировал). Рамис и Николай, можно сказать, служили эталоном: в сравнении с ними было легко судить о мастерстве остальных гонщиков. И радовало то, что на равных с ними, уже испытанными мастерами, боролись за победу и были близки к ней таллинец Мик Матти и волгоградец Аркадий Михайлов: они буквально наступали на пятки чемпиону, и неслучайно разрыв между призерами не превышает 3 очков!

Познакомим наших читателей с Рамисом Файзулиным. Начал заниматься парусным спортом в секции сочинского Дворца пионеров, затем в ДСШ. Сначала ходил на "Оптимистах", затем увлекся виндсерфингом. Первые доски ребята делали своими руками под руководством тренера. Тренировались увлеченно, благо погода в Сочи позволяет делать это почти круглый год. Доходило до того, что не раз увлекшихся молодых спортсменов вместе с досками поздно вечером разыскивали моряки! Рамис успешно закончил школу и в этом году поступил в Краснодарский институт физкультуры. Его отличают трудолюбие и целеустремленность. Несмотря на большой объем тренировок, Рамис, еще будучи школьником, выкраивал время, чтобы подработать в автомбильной мастерской и помочь матери.

Говоря о соревнованиях в целом, нельзя не отметить удивительно большое количество протестов: они были поданы на 101 судно, в том числе 37 - по нарушению правила 51.1 (С). На судейскую коллегию тоже было подано 7 протестов - случай для юниорских соревнований просто уникальный. Обращала внимание непродуманность календаря: провести семь гонок за пять дней при слабых ветрах (иногда гонки отменялись, так как яхты не могли финишировать) было практически невозможно. В связи с этим в ветреные дни приходилось проводить по две гонки, ребята подолгу находились на дистанции без пищи. Гости Ленинграда не имели времени посмотреть город, побывать в музеях. Дело дошло до того, что после заключительной гонки команда московского "Спартака" была вынуждена осматривать Ленинград ночью (благо она еще была "белой").

Соревнования закончились. Участники давно уже разъехались по своим родным городам, е у работников Центрального яхт-клуба ЛОСПС, которые принимали гостей, остался нехороший осадок. Ни одна из команд не убрала за собой грязь и мусор после погрузки лодок на автомашины. Отдельные молодые гонщики позволяли себе грубить работникам яхт-клуба, снимать с доски объявлений извещения главного судьи (например, о вызове гонщиков в арбитражную комиссию)... Разве все это - мелочи? Ведь речь идет о начинающих свой путь яхтсменах. Как свидетельствуют факты, подобное встречается почти на всех соревнованиях юношей. Есть над чем задуматься. Очевидно, тренеры и руководители команд не уделяют воспитательной работе должного внимания.

Победители всесоюзных соревнований среди юниоров 1-7 июля 1982 г. в классе "Виндгляйдер":

1 Р. Файзулин (1963); "Спартак" - Сочи; 1, 2, 4, 1 5; 11
2 М. Микк (1964): "Калев" - Таллин: дф, 4, 1, 2, 2: 14
3 А. Михайлов (19в5); "Труд" - Волгоград; 2, 3, 2, 4, 3

Журнал "Катера и Яхты", 1982 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf