Соревнования юниоров с пересадкой экипажей

Этот вид соревнований, призванный исключить зависимость результатов от материальной части и выдвинуть на первый план мастерство, требует от участников большого напряжения. Спортсмен в течение дня должен попробовать свои силы на каждой из лодок, участвующих в состязании. Значит, если яхтсменов, скажем, шесть, то каждый из них должен стартовать шесть раз, пересаживаясь каждый раз на другую лодку. Можно представить, что такое шесть-семь гонок подряд даже по укороченной юношеской дистанции! В Таганроге ребятам приходилось проводить в море по семь часов. Вдобавок дул хороший гоночный ветер, по выражению одного из тренеров - "ветер не для детей".

Около ста юных спортсменов: от 11 до 18 лет на 78 лодках - победители республиканских "пересадок" - оспаривали в классах "Оптимист", "Кадет", "Луч" и "Парусная доска" главный приз соревнований - "Хрустальный кубок". Они представляли 11 союзных республик (кроме Таджикистана, Туркмении, Молдавии и Эстонии), Москву и Таганрог, команда которого под названием РСФСР-2 на правах хозяев выступала отдельно.

Выступления ребят разделили на два полуфинала. В одном было проведено шесть, а в другом - семь гонок. Эти два дня оказались самыми напряженными для судейской коллегии, в особенности, для группы на старте-финише. Четыре класса, причем все с различными ходовыми качествами и на дистанциях разной протяженности,- тут не расслабишься! Стартовая процедура была сокращена до 6 минут. В ее ходе нередко приходилось еще и принимать финиш, следить за сообщениями о готовности с пересадочного плота. Обстановка была очень сложной, но четкая работа А. Кошелева из Минска - старшего судьи на старте-финише - исключила ошибки и просчеты.

Гонки были очень интересными и зрелищными (употребляя это слово, хочется, как всегда, посетовать: для кого? Только для судей и тренеров?). В полуфиналах обратили на себя внимание сильные выступления Антона Иванова из Белоруссии, Алексея Трощеева из юношеской сборной РСФСР, а также выпускника николаевского спортинтерната Григория Беличкова, который оказался на голову выше соперников не только благодаря своему росту, но и по тактическому мастерству.

У девочек в классах "Оптимист" и "Кадет" все решалось в течение одного дня. Но им пришлось еще тяжелее, чем ребятам: ветер по-прежнему дул, не ослабевая, а количество участниц потребовало целых восьми гонок! В первых гонках девочки дружно пересекали стартовый створ и при подъеме флага класса, и при подготовительном сигнале, а когда, наконец, действительно давался старт, нерешительно "топтались" на месте. Но потом они преодолели волнение и стали внимательнее наблюдать за сигналами.

Общий интерес привлекла борьба, развернувшаяся между москвичкой Машей Фроловой и Александрой Бунзей из Омска. На дистанции они были достойны друг друга, но промахи Шуры на стартах порой заставляли ее тренера В. Вакарина просто-таки хвататься за голову. С завидным упорством она стартовала последней - очевидно, для надежности. На финиш соперницы чаще всего приходили вместе. Шура, которая в этом "тандеме" не раз оказывалась впереди, все с тем же непонятным постоянством делала в корпусе от створа поворот, слишком догматично, как предположили специалисты, выполняя указания тренера, и на глазах у возмущенных таким приемом "болельщиков"... расставалась с победой в гонке. А вот Маша уверенно чувствовала себя и на знаках, и в створе старта-финиша. Это и помогло ей - самой юной, 11-летней участнице соревнований завоевать "Хрустальный кубок".

В классе "Кадет" Наташа Богач и Таня Савиненко из Никополя стали лидерами после второй гонки, предоставив Ире Санджаровской и Ольге Щербаевой из Сочи выяснять отношения с минским экипажем - Вероникой Гориной и Леной Швайбович. В классе "Оптимист" обратило на себя внимание профессиональное выступление Антона Иванова, ученика 81-й школы г. Минска. И хотя среди соперников Антона были ребята и потяжелее, и покрепче на вид, выиграл он. Интерес к финальной борьбе в - классе "Кадет" объяснялся прежде всего тем, что она сохраняла свою напряженность абсолютно на всех "уровнях", не ограничиваясь только группой лидеров. И практически до последней гонки нельзя было уверенно назвать победителя.

Финальные встречи старших участников в классах "Луч" и "Парусная доска" должны были решить, кто из ребят достоин выступать на взрослых соревнованиях. Класс "Луч": Григорий Беличков против Сергея Фуражировского. Было хорошо заметно, что встретились спортсмены равного класса, но физические данные Григория оказались хорошим подспорьем при сильном ветре и на волне. И хотя внешне поединок лидеров выглядел порой очень драматично - их лодки нередко оказывались в плотной "связке" - назвать будущего победителя было нетрудно.

Соревнования показали в целом неплохой уровень подготовки юных яхтсменов. Но выявила "пересадка" и ряд упущений, которые стоит учесть как самим спортсменам, так и их тренерам. Если большинство ребят показало хорошее умение управлять лодкой и обращаться с парусами, то другой, не менее важный аспект подготовки у многих "хромает". Речь идет о тактическом мастерстве и в первую очередь о знании Правил парусных соревнований - основе тактики. Да, ребята хорошо знают о преимуществе правого галса перед левым и могут при необходимости довольно удачно "подрезать" нос сопернику. Но дальше этого, как правило, дело не идет. Особенно это касается умения распорядиться ситуацией на знаке - от судей приходилось слышать не один пример незнания юными спортсменами преимуществ, которые им дают ППС.

Неважно ориентируются ребята во флажных сигналах, порой совершенно не следят за соперниками - один из участников, ушедший со старта по предварительному сигналу, ухитрился пройти чуть ли не полмили, прежде чем обнаружил, что гоняется в одиночестве. Жесткий график "пересадки" предъявил повышенные требования к организаторам и судейству. Судейская коллегия во главе с судьей всесоюзной категории Б. Бочкаревым, главным секретарем Л. Журок и председателем протестового комитета Ю. Моисеенко работала четко и слаженно. А вот "офицеры классов" не всегда оперативно справлялись с обеспечением пересадки. Правда, следует добавить, что главной причиной этого было чрезвычайно низкое качество лодок, полученных для проведения соревнований с Таллинской экспериментальной верфи.

На "Кадетах" с нудным постоянством "летело" рулевое устройство - оковки на баллере не выдерживают никакой критики. В конструкцию "Оптимистов" словно заранее заложены слабые места: борта мягкие, корпус "дышит", носовая банка, в которой крепится мачта, явно слабовата. Вот и пришлось ребятам пересесть на старые, бывшие в употреблении лодки. Новые парусные доски тоже не использовались: все они фильтровали воду, а одна даже развалилась на тренировке пополам. Надеемся, что эту информацию примут к сведению в Таллине.

И напоследок пожелание, которое не раз высказывалось в ходе этих соревнований: "пересадку" стоит проводить в самых разных местах нашей страны, чтобы ребята могли попробовать себя в разнообразных условиях.

Результаты всесоюзных соревнований среди юниоров с пересадкой экипажей (1-7 июля 1987 г., г. Таганрог) в классе Парусная доска (13 участников):

1 А. Трощеев, РСФСР (3, 1, 1, 4, 1, 2); 16,7
2 В. Дубов, Таганрог (1, 4, 3, 1, ДФ, 1); 26,7
3 А. Малачев, Каз. ССР (2, 3, 4, 3, 2, 3); 31,1

И. Артемов, журнал "Катера и Яхты", 1987 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf