Пампинг в цифрах

Положение 54 Правил парусных соревнований (ППС-85) запрещает во время гонки применять для ускорения движения яхты пампинг - периодически повторяемые размахи парусом, при которых на парусе создаются дополнительные аэродинамические силы. Однако, как показывает практика судейства соревнований, пампинг часто остается ненаказуемым. Во-первых, правила допускают применять быстрое потравливание и подбирание шкотов в определенных условиях (глиссирование на волне) и в ограниченном количестве (не более трех раз на одной волне). Во-вторых, к пампингу прибегают в основном при очень слабом ветре, при котором существует опасность отмены гонки по причине превышения большинством участников контрольного времени.

Излишне говорить, что гонщики, использующие пампинг, получают заметное преимущество перед спортсменами, ведущими честную спортивную борьбу. Мы постарались оценить эффект пампинга в количественном выражении, проведя на акватории Каунасского водохранилища на точно выверенном полигоне замеры скорости парусной доски класса Виндгляйдер Полигон, представлявший собой окружность диаметром 200 м, м. с. Р. П. Жянтялис пересекал различными курсами по отношению к ветру. При этом фиксировалось точное время прохождения мерного участка и скорость ветра, вычислялась скорость доски. Каждый заезд повторялся дважды - при нормальной постановке паруса и с использованием пампинга. Обобщенные данные измерений представлены на рисунке в виде полярных графиков. На них сплошной линией показана скорость доски V м/с (или ее скорость относительно скорости ветра VB/VB) при нормальном плавании, а пунктирной линией - скорость доски с применением пампинга.

пампинг

Анализируя графики, можно видеть, что без использования пампинга скорость доски составляет 50-80 % скорости ветра, а в режиме пампинга на курсе бакштаг (120 к направлению ветра) доска может идти быстрее ветра. Прирост скорости, получаемый за счет пампинга на всех курсах в диапазоне скоростей ветра VB=2-6 м/с, составляет от 15 до 30 % скорости плавания доски при обычной постановке парусов. В условиях испытаний лавировочный угол Виндгляйдера составляет около 40 градусов. Максимальную скорость доска развила на остром бакштаге при у = 105°. Исследования показали, что пампииг существенно увеличивает скорость и дает необоснованное преимущество нарушителю правил. Судейская бригада должна учитывать это обстоятельство и строго пресекать любые попытки применить пампииг.

Д. Полукайтис, Р. Жянтялис, г. Каунас. Журнал "Катера и Яхты", 1986 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf