Рифы на парусной доске

У спортсменов сразу же возникает вопрос,- а разве можно рифить паруса на соревнованиях! Строго говоря, нельзя. Действующие "Правила постройки и обмера парусных досок класса "Виндгляйдер" и "Монотип" запрещают использовать в парусном вооружении какие-либо снасти, не предусмотренные чертежами этих досок. Это - в гонке. Но нередко бывает, что из-за усиления ветра спортсмен продолжать гонку не может - его "сдувает". При этом он, как правило, не может сам добраться до берега. Спасателям порой приходится вылавливать до 50% и более сошедших с дистанции. В подобных ситуациях брать рифы, чтобы вернуться в гавань, не только можно, но и нужно. Целесообразно также брать рифы во время тренировок в свежий ветер, если в запасе нет штормового паруса.

виндсерфинг

Тем же, кто не участвует в соревнованиях, а просто катается, совершает короткие и дальние прогулки на парусной доске, без рифов, вероятно, не обойтись. Ведь умение уменьшать площадь паруса - это важнейший прием обеспечения безопасности плавания на парусной доске, он должен стать обязательным элементом обучения спортсменов, войти в утвержденную программу их подготовки.

Существует несколько способов рифления паруса на виндсерфере. Одни из них требуют существенной доработки паруса, другие можно применять без каких-либо переделок, прямо на воде или на берегу. Названия приведенных ниже приемов даны чисто условно - для удобства их различия.

"Верхняя гармошка". Чтобы уменьшить площадь и понизить центр парусности (ЦП) ослабляют шкотовую оттяжку, вынимают 1-2 верхних паты, верхнюю часть паруса собирают "гармошкой" и притягивают к мачте коротким шнуром (рис. 1). Вынутые латы можно засунуть в вертикальный карман, который рекомендуется пришить вдоль передней шкаторины ниже пятки гика (в виндсерфинг этом же кармане должен храниться и страховочный буксирный конец). Если спортсмен оказался в критической ситуации вдали от берега и не имеет шнура, можно использовать шнурок от кеда. Этот способ предельно прост, может применяться прямо на воде даже при изрядном волнении. Форма паруса при этом, конечно, сильно искажается и лавировать с "гармошкой" трудновато. Но на полных курсах форма паруса не играет существенной роли.

"Верхняя накрутка" (рис. 2) искажает профиль паруса в меньшей степени. Суть его та же, что и у "гармошки": ослабляют шкотовую и галсовую оттяжки, вынимают верхнюю пару лат, верхнюю переднюю часть паруса накручивают на мачту так, чтобы топовый угол сделал 1-2 оборота; возле гика парус на мачту почти не накручивают. Там, где задняя шкаторина подошла к мачте, обернутую вокруг мачты часть паруса как можно плотнее притягивают к ней. Вторую схватку шнуром делают у топа. Этот способ требует аккуратного исполнения, что достижимо только на суше.

виндсерфинг

"Нижняя закрутка". Для взятия рифов этим способом вооружение полностью разбирают, мачту вставляют в карман паруса топом через вырез для крепления гика. Пятку гика фиксируют обычным способом, а от нока гика к шпору мачты проводят оттяжку. Нижнюю часть паруса скручивают плотной "колбаской" и крепят ее к мачте при помощи галс-оттяжки под самым гиком (рис. 3). Таким образом удается уменьшить площадь паруса примерно на 25 - 30%. Однако при этом центр парусности несколько повышается, так что нагрузка на руки спортсмена снижается только на 15-20%. Но и это неплохо, тем более, что паты остаются на месте, лавировочные качества паруса в значительной степени сохраняются. Кстати, этот способ - единственный, который не находится в противоречии с "Правилами постройки и обмера".

"Передняя шнуровка". Этот способ напоминает классическое рифление парусов, только парус подвязывается не нижней шкаториной к гику, а передней к мачте. На полотнище на расстоянии 300-400 мм от мачты необходимо установить ряд люверсов, нашитых на усиливающие накладки - риф-банты. Если нет стандартных штампованных люверсов, можно применить самодельные, выполненные из нержавеющих колец диаметром 12-20 мм толщиной 1,5-3 мм (рис. 4). Такие люверсы после подшивки обваль-цовываются изнутри мягкими медными или латунными кольцами, нарезанными из трубки подходящего диаметра с толщиной стенки 0,5-0,8 мм. В крайнем виндсерфинг случае нитки можно защитить от истирания эпоксидным клеем. Особенно тщательно нужно усилить боутами и бантами (накладками из парусной ткани) крайние люверсы у нижней и задней шкаторин - на них будет действовать наибольшая нагрузка. Остальные люверсы должны располагаться с шагом 350-450 мм строго по одной линии, вычерченной по слегка изогнутой (выпуклостью от мачты) рейке.

При взятии рифов достаточно пропустить через люверсы вокруг мачты по спирали шнур диаметром 4-6 мм, аккуратно собрать излишки паруса в "гармошку" или в "колбаску" и равномерно затянуть шнуровку от гика к краям. Вместо одного длинного шнура можно применить короткие риф-штерты, заранее вставленные в люверсы и снабженные на обоих концах узлами - "восьмерками". Поскольку шкотовый угол при этом способе уходит от нока гика к мачте на 400-500 мм, шкотовый угол рекомендуется дополнительно раскрепить оттяжкой с дугами гике, проведя тросик под прямым углом от шкотового люверса и обратно, иначе гик будет сильно раскачивать. При "передней шнуровке" профиль паруса искажается незначительно, паты не вынимаются, центр парусности немного смещается в нос, что дает ощутимый положительный эффект при лавировке в сильный ветер (доску меньше приводит). Рифление легко осуществить как на суше, так и на воде, но способ этот требует существенной доработки паруса, слегка портит его внешний вид и несколько ухудшает эффективность паруса при слабых и умеренных ветрах.

виндсерфинг

"Нижняя шнуровка" отличается от предыдущего способа тем, что ряд рифов устанавливают параллельно нижней шкаторине на расстоянии 400- 500 мм от нее. Вместо люверсов и отдельных накладок можно нашить с обеих сторон сплошные усиливающие полосы-риф-банты шириной 30-50 мм, а вместо люверсов пришить прочные тесемки длиной по 150-200 мм (рис. 5). По концам ряда рифов все же рекомендуется поставить усиленные люверсы - для проводки шкотовой и галсовой оттяжек при взятии рифа. В мачтовом кармане паруса на уровне рифа нужно сделать прорезь для выхода мачты, усиленную накладками, а выше штатного выреза под крепление гика сделать еще один такой же вырез. Карман у топа не заделывается, чтобы парус мог свободно опускаться и подниматься по мачте на высоту рифления. В топовом угпу паруса ставится люверс, а в топе мачты сверлится отверстие диаметром 10 мм для проводки топовой оттяжки (рис. 5).

При уменьшении площади паруса мачту необходимо вставить в рифовую прорезь, парус опустить по мачте так, чтобы риф оказался на уровне галсового угла. Гик крепится через верхний вырез на своем обычном месте, нижняя часть паруса скатывается тугой "колбаской" и затягивается шнуровкой или тесемками, все углы фиксируются соответствующими оттяжками. Этот способ, несмотря на существенные переделки паруса, позволяет сохранить эффективность паруса при уменьшении его площади и получать максимум удовольствия от катания на доске при свежем ветре.

И. Кивзунов, г. Феодосия, журнал "Катера и Яхты", 1987 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf