Поворотный шверт

Поворотный шверт

Парусные доски, выпускаемые промышленностью, оснащаются только кинжальными швертами. В результате при подходе к берегу и на отмелях спортсмен, удерживая виндсерфер на курсе, вынужден одной рукой поднимать шверт. Это усложняется на острых курсах, когда подъем производят постепенно, в соответствии с глубиной. На полных курсах в сильный ветер, чтобы не приводиться к ветру, шверт полезно вынуть и повесить на руку.

Эти технические приемы требуют определенного навыка, у начинающих спортсменов они вызывают затруднение, поэтому кинжальные шверты на парусных досках все чаще переделываются на поворотные. Хорошо известные конструкции с осью поворота в районе пересечения задней кромки шверта и днища требуют замены швертового колодца на новый, который имеет сложную форму; это произвести довольно трудно.

Предлагаем вашему вниманию конструкцию и технологию изготовления поворотного шверта, который устанавливается в стандартном швертовом колодце. Особенность шверта состоит в том, что, не имея материальной оси вращения, вся верхняя часть шверта поворачивается в направляющих, которыми служат передняя н задняя стенки швертового колодца. Препятствием проскальзыванию шверта вниз, для управления н контроля положения служит утолщение, расположенное сверху.

Поворотный шверт

В "КиЯ" № 68 помещена публикация о швертовом колодце Т-образного сечения. Предлагаемая конструкция хорошо вписывается в него: углубление на палубе полностью скрывает утолщение шверта. При отсутствии углубления утолщение выступает над палубой незначительно и не мешает перемещениям спортсмена. Подводная профилированная часть шверта, находящаяся в швертовом колодце, имеет прямоугольное сечение.

Изготавливать шверт рекомендуем матричным способом. Для этого матрицу нужно сделать с фланцевым разъемом на болтах с заранее предусмотренными центрирующими выступами. Технология изготовления следующая: матрица промазывается декоративным слоем, после его частичной полимеризации необходимо уложить несколько слоев стеклоткани, пропитанной связующим (до получения толщины 1-1,2 мм). Ткань должна иметь припуски 20-30 мм по линии разъема матрицы. Прочность достигается за счет создания гофров на внутренней стороне обеих половин шверта. При сборке половин между собой гофры склеиваются в монолитную сотовую конструкцию, в которой соты расположены продольно. Гофры образуются последовательным огибанием поролоновых брусков, расположенных вдоль шверта.

Не дожидаясь затвердевания смолы, следует припуск подвернуть вовнутрь, соединить обе половины матрицы и затянуть болты. При соединении поролон деформируется, обеспечивая плотное прилегание стеклоткани к декоративному слою и надежное склеивание гофров обеих половин. Этот метод позволяет изготовить шверт за один прием без дополнительной обработки. Недостатком предлагаемого шверта можно считать некоторое уменьшение площади, однако большее относительное удлинение частично компенсирует этот дефект.

Ю.В. Зотов, Н.В. Шершаков, журнал "Катера и Яхты", 1981 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf