Сочинская регата

От этих первых всесоюзных соревнований сезона 1987 г. все ждали всесторонней проверки мастерства ведущих спортсменов, надеялись определить изменения в расстановке сил, провести первую "разведку боем". Надежды оправдались лишь частично. Всесторонних испытаний не получилось. Сочинская регата позволила выявить сильнейших лишь только в одних, хотя и очень сложных, условиях - слабого, неустойчивого, со множеством "местных" направлений ветра и сильного течения. Не удалось полностью выполнить и намеченную программу - вместо десяти гонок в каждом классе проведено только по 8, а на парусных досках и того меньше - 6.

В ходе соревнований не раз приходилось слышать слово "лотерея", которым многие участники характеризовали эти условия. И хотя они утверждали, что исход гонки при таком капризном ветре находится в большей степени в руках судьбы, нежели - спортсмена, результаты соревнований убедительно доказали обратное.

Опытные яхтсмены часто называют такой ветер не совсем благозвучным, но очень емким и точным словом - "хитродуй". Причем акцент при этом делается на "хитрость" не столько ветра, сколько самого гонщика, от которого требуется прямо-таки "шахматное" умение просчитывать свои действия на много ходов вперед, моментально реагировать на все капризы обстановки и использовать в интересах победы то, что, на первый взгляд, должно ей мешать. И сочинский "хитродуй" таких мастеров выявил, показал их во всем блеске.

В классе "Звездный" с самого начала таблицу результатов возглавил экипаж Виктора Потапова. В четвертой гонке (кстати, в день своего 40-летия) Виктор прочно укрепился на первом месте, которое он до того делил с Гурамом Биганишвили. Экипаж Алара Волмера, потерявший третье место в той же гонке, сумел вернуться на призовую строчку только к концу соревнований, выдержав упорную борьбу с Виктором Соловьевым. К слову, выступления этого ленинградца не оправдали многочисленных прогнозов: Виктору удалось настроиться на сложные ветровые условия только к середине соревнований.

Самые стабильные выступления на регате показал экипаж "Солинга" во главе с рулевым Георгием Шайдуко - шесть побед подряд! Второе место - у Сергея Пичугина, который так же ровно удерживал его на протяжении всех соревнований. Острая борьба велась лишь за третье место, на котором поочередно оказывались то Александр Мазурин, то Андрее Лаул. А вот к концу первенства на него вышел Тыну Тоотси.

В классе "Торнадо" сложилась аналогичная ситуация. Так и не уступили своих лидерских позиций Сергей Приймак и Юрий Коновалов. Кстати, помимо большого гоночного опыта успеху Сергея способствовало и то, что он начал тренироваться в экспериментальной группе Центрального спортклуба ДСО профсоюзов. "Неприкосновенными" оказались первые места и в классе "Летучий Голландец", где уверенно лидировали экипажи Александра Шпилько и Михаила Азарова.

Дистанция "Браво", на которой гонялись классы "470", "Финн" и "Луч", была самой "бойкой" хотя бы по числу стартовавших яхт. Но и здесь борьба за призовые места проходила в сравнительно узком кругу участников, хотя и с некоторыми перестановками. Основному претенденту на первое место в классе "470" Тыну Тынисте слишком дорого обошелся фальстарт в третьей гонке. Только к концу соревнований ему удалось стать вторым.

В этом классе соревновались и девушки, но зачет был общим. Результаты их выступлений на общем фоне не порадовали, если тем более учесть, что обстановка на дистанции особых физических данных не требовала. У "женского" лидера Ларисы Москаленко только 10-е место, у Ирины Гагариной 18-е, а у Кристы Круув (кстати, самого молодого - шестнадцатилетнего - экипажа) - 21-е.

В классе "Финн" установившееся с четвертой гонки расположение первых трех мест так и осталось неизменным - Николай Сухорукое, Олег Хоперский, Юрий Токовой. Наиболее сложную ситуацию можно было наблюдать на дистанции "Альфа", где соревновались спортсмены на парусных досках. Этот снаряд, стихия которого - высокие скорости при свежем ветре, так и просил "прибавить" ветра, который едва вытягивал регламентированные 4 м/с. Многие не утерпели и недостаток ветра стали восполнять при помощи пампинга. Только во второй гонке за пампинг было дисквалифицировано 13 участников! Судейской коллегии пришлось создать даже специальную группу для надзора.

Зачет в этом классе был общим, без учета весовых категорий, что было на руку спортсменам легкого веса. Первое место после второй гонки стабильно занимал Байдас Кловишкис, ставший в итоге победителем. Дважды первой на финише была Юлия Козакова - на парусной доске женщины показали себя, несомненно, лучше, чем в классе "470".

Евгений Богатырев, выступавший на экспериментальном снаряде, в каждой гонке приходил первым с большим отрывом от других. Правда, финишную линию он при этом не пересекал, так как выступал вне конкурса. Итак, во всех классах наблюдалась редкостная стабильность в распределении призовых мест. Может ли идти речь о "лотерее"? В сложных условиях Сочинской регаты уверенно чувствовали себя опытные мастера, умеющие и в слабый переменчивый ветер находить кратчайшую дорогу к финишу. А случайности исключались правилом, согласно которому две худшие гонки из восьми не засчитывались.

Кстати, желающим испытать свою физическую подготовку после зимнего периода такая возможность была предоставлена. В первый день соревнований проводилась сдача нормативов по общефизической подготовке - подтягиванию на перекладине и бегу. Как ни странно, среди спортсменов оказались не выполнившие весьма щадящих нормативов. Так что Сочинская регата убедительно доказала, что подготовка яхтсмена высокого класса не может быть односторонней: хороший моряк должен быть и хорошим спортсменом.

Результаты Сочинской регаты в классе парусная доска (39 участников):

1 Б. Кловишкис (2, 2, 3, 3, 2, 14); 20,4
2 С. Самокиш (3, ДФ, 7, 7, 3, 2); 40,4
3 Ю. Козакова (11, ФС, 9, 1, 1, 8); 46,0
4 М. Бондарь 50,4
5 В. Сыпченко 57,7

А. Лисочкин, журнал "Катера и Яхты", 1987 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf