Регата VIII cпартакиады народов СССР

Впервые парус был включен в программу Спартакиады в 1967 г.; гонки IV Спартакиады проходили тогда в Ленинграде (в классах "5,5"; "Дракон"; "Звездный"; "ЛГ" и "Финн"), первенство завоевала Эстония. На следующих спартакиадных регатах победителями были Украина (1971 г.), РСФСР (1975) и снова Эстония (1979 г.). Регата VIII Спартакиады, проходившая, как и две предыдущие, в Таллине, отличалась, прежде всего, широкой представительностью: 14 республик, Москва и Ленинград прислали свыше 170 своих лучших яхтсменов. Впервые на старт вышли команды Молдавии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Литвы и Грузии; не был представлен только Туркменистан.

Второй ее особенностью было то, что в классах "470" и "Финн" к участию в гонках допускались только корпуса отечественного производства (точнее - изготовленные на ТЭВСС). Эти корпуса были доукомплектованы импортными рангоутом и парусами, а затем разыгрывались по жребию. Была и третья отличительная черта. Хотя во всех классах в борьбе за призовые места соперничали все те же именитые спортсмены, многие экипажи имели совершенно необычный состав - были переукомплектованы с учетом интересов территориальных команд (каждая республика могла выставить только одну команду из семи экипажей - по одному в классе). Так, на яхте москвича Б. Будникова, защищавшего честь столичной команды, пошли шкотовыми москвичи А. Зыбин и А. Будников, обычно гоняющиеся в экипажах эстонца А. Кеэпа и А. Максимова. А его "штатные" матросы белорусы О. Мирон и Г. Страх гонялись на этот раз в составе экипажа О. Сполана, выступая за БССР. Шкотовый А. Балашова А. Музыченко возглавил экипаж "Звездника", выставленного Латвией. С С. Бородиновым пошел его одноклубник В. Зубанов, так как В. Акименко защищал честь УССР вместе с киевлянином И. Карпаком. Таким образом многие друзья и соратники на этот раз встречались как соперники.

О том, чем завершилась упорнейшая борьба в личном зачете и кто стал чемпионом страны 1983 г., дают представление приводимые результаты. Кульминацией состязаний явилась четвертая гонка: ветер менял направление, то усиливался, то затихал, огорчая одних и радуя других. "Эта гонка оказалась очень сложной, - считает главный тренер сборной страны Леонид Ремнев, - так как закономерностей, обычных при стабильном ветре, на этот раз не было". Именно в этой гонке определились победители почти во всех классах.

Б. Будников после удачного старта, казалось бы безнадежно заштилел, однако чутье не подвело опытного рулевого: он все-таки сумел "найти" ветер, затем умело использовал незначительную ошибку своего главного соперника О. Сполана и обогнал литовца Л. Баублиса. Четвертая гонка катамаранов оказалась неудачной для В. Потапова. Он "упустил" Г. Кравцова и финишировал на 44 с позже, что практически свело к нулю весь накопленный запас очков.

Сложная ситуация сложилась и в классе "470" Д. Березкин, внимательно контролируя действия С. Гришина, сумел обойти его и стал лидером (правда, с преимуществом всего в 1 очко). В следующей гонке слабый ветер, периодически затихающий до полного штиля, вконец измотал спортсменов: оба основных претендента на победу выступили плохо (5-е место у Д. Березкина и дисквалификация у его соперника); их опередил Г. Минце, который гораздо более спокойно реагировал на капризы погоды.

Не менее напряженное положение создалось у финнистов. Три спортсмена шли, как привязанные один к другому: Н. Сухорукое, О. Хоперский и С. Хорецкий. После четвертой гонки стал лидером Н. Сухорукое; он сумел сохранить небольшой отрыв в очках до самого конца соревнований. В гонках на "Голландцах" "возглавлял" таблицу результатов призер чемпионата мира С. Бородинов, но в последний день встречи удача сопутствовала уже не ему, а С. Занудько.

В классе "Виндгляйдер" открытием сезона стал 18-летний Л. Ткаченко из Грузии. Ему не удалось переиграть только Н. Кравченко, который в последнее время выступает очень стабильно и уверенно. Стоит отметить большое число протестов и дисквалификации (27). Особенно - в классах "Финн" и "Виндгляйдер". Дисквалифицировали гонщиков в основном из-за нарушения правила 60. Жюри собрало провинившихся; выяснилось, что не только спортсмены, но и их тренеры неправильно трактуют это правило.

Несколько слов о результатах командной борьбы. Настораживают слабые выступления команд нашей ведущей "парусной республики" - Эстонии и "родоначальника" парусного спорта Ленинграда. Показательно, что ленинградскую команду во всех классах, кроме "Виндгляйдера", укомплектовал один и тот же яхт-клуб. Чем же объяснить то, что остальные яхт-клубы города не выставили своих кандидатов? Спортсмены Молдавской, Узбекской и Таджикской республик не набрали зачетных очков вообще; места этим командам, естественно, не определялись.

Результаты спартакиады в классе "виндгляйдер" (Таллин, 21 июля - 30 июля 1983 г.):

1 Н. Кравченко (РСФСР; "Зенит")
2 Л. Ткаченко (Груз. ССР; "Водник")
3 С. Самокиш (Москва, "Водник")
4 М. Мик (ЭССР; "Труд")
5 Э. Терехин (Латв. ССР; СА)

Журнал "Катера и Яхты", 1983 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf