Неделя рекордов скорости 1980 г.

В очередных заездах на побитие мировых рекордов скорости под парусами, которые состоялись в октябре прошлого года в Портленде (Англия), принимали участие конструкторы и владельцы 48 моделей самых различных типов. На этот раз преобладали суда небольших и доступных для широкого круга яхтсменов классов с площадью парусности до 10 м2 и 13,94 м2 ("А").

Благодаря усовершенствованной системе отсчета времени, на дистанции могли одновременно находиться две лодки; это позволило в день проводить до 200 заездов и всесторонне испытать суда при различной силе ветра. На 500-метровую дистанцию вышли спортсмены на 15 парусных досках, среди них был и мировой рекордсмен голландец Яан Ван дер Рест, который выступал на доске, специально изготовленной к этому соревнованию голландской фирмой "Тен Кейт". (Кстати сказать, эта фирма - производитель виндсерферов в Европе - являлась главным спонсором, субсидировавшим Неделю виндсерфинг рекордов 1980 г.) Несколькими месяцами раньше, на Гавайских островах, Ван дер Рест установил рекорд, равный 45,86 км/ч. На этот раз голландцу не удалось улучшить этот результат, но достигнутая им скорость - 44,3 км/ч - оказалась наивысшей среди всех претендентов на мировые рекорды.

Четыре участника на парусных досках превысили результат 20 уз (37 км/ч), среди них был и Яап Келлер, который единственным среди всех виндсерфистов смог пройти дистанцию со скоростью 44,1 км/ч при штормовом ветре 20-25 м/с. Доски Ван дер Реста и Келлера имели зауженную плоскую корму, обеспечившую устойчивое глиссирование, и носовые обводы с килеватостью днища. Попытки же спортсменов, выбравших для своих выступлений более широкие "прыжковые" снаряды, доски с поперечными реданами и даже на подводных крыльях, оказались мало успешными. Зачастую эти снаряды полностью выпрыгивали из воды, поэтому спортсменам было очень трудно удержать равновесие. Другим препятствием, обусловленным движением на высокой скорости по волнам, явился прорыв воздуха к кормовым плавникам, из-за чего доски резко бросались к ветру, теряя управляемость. Для противодействия этому плавник иа доске Реста имел небольшую шайбу, закрепленную в верхней части.

Во время Недели рекордов удалось обновить только один мировой рекорд: в классе "В" (площадь парусности до 21,84 м2) Алан Грогоно на катамаране "Икарус-I" развил скорость 44,1 км/ч, в результате на 1,5 км/ч он улучшил прежнее достижение американца Сэма Брэдфорда на (NF). Этот катамаран, построенный на основе корпусов "Торнадо", участвует в заездах на побитие рекордов скорости с 1972 г.; в 1975-1977 гг. он являлся обладателем рекорда в своем классе. К прошлому году от первоначального "Икаруса-I" неизменными оставались лишь подводные крылья - все остальное с годами модернизировалось и заменялось. На дистанцию в Портленде "Икарус-I" вышел с крыльями, установленными точно под мачтой, и новыми парусами.

По иронии судьбы, из братьев Грогоно - ни Эндрю, ни Джеймс, которые больше всего вложили труда в создание и совершенствование этого катамарана, не смогли участвовать в рекордном заезде. За рулем катамарана оказался третий Грогоно - Алан, для участия в Неделе рекордов он специально прилетел из Нью-Йорка; в качестве шкотового выступал известный яхтенный журналист Дэвид Пелли (его статья о мировых рекордах скорости под парусами опубликована в "КиЯ" № 86). Оба спортсмена выразили уверенность, что скоростные возможности "Икаруса" до конца еще не использованы. В одном из заездов катамаран развил скорость, явно более высокую, чем 45 км/ч, но почти перед самым финишем на одной из больших волн он вышел из крыльевого режима.

Специальным призом за оригинальность были отмечены конструкторы парусного вооружения катамарана "Джекоб Лэддер" Дж. Дэй и П. Джеффри. Этот катамаран (также типа "Торнадо") не имел мачты и обычного паруса: двумя длинными тросами он был связан с большим воздушным змеем-этажеркой, состоящим из 15 несущих поверхностей. Лодка достаточно хорошо управлялась и могла идти даже в бейдевинд. Максимальная скорость, которую удалось на ней развить, составила 34,5 км/ч. Самым большим судном в Портленде был двухмачтовый катамаран "Икарус-II" длиной 8,4 м на подводных крыльях, заявленный в неограниченном классе. С самого начала его экипаж преследовали неудачи: сперва судно навалило на причал и оно получило повреждения, затем сломалось одно из алюминиевых подводных крыльев, а в последний день соревнований катамаран сильно ударился о волну и перевернулся.

Журнал "Катера и Яхты", 1981 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf