Киевские гидрокостюмы. 1979 г.

Еще несколько лет назад одной из основных причин, тормозящих развитие воднолыжного спорта в нашей стране, являлось отсутствие качественного воднолыжного снаряжения, в первую очередь - гидрокостюмов. Уже в конце 50-х годов, когда воднолыжный спорт у нас только начинал развиваться, было понятно, что в большинстве районов Советского Союза из-за климатических условий сезон может длиться всего 2-4 месяца. Продлить его хотя бы до 6 месяцев можно было только при наличии гидрокостюмов удобных моделей и высокого качества.

гидрокостюм

Первые энтузиасты-воднолыжники сконструировали костюм "сухого" типа из вакуумной резины толщиной 0,5-0,8 мм. Их модель состояла из рубашки с капюшоном и брюк прилегающего покроя, которые соединялись на поясе при помощи бандажа. В холодную погоду для того, чтобы обеспечить требуемый тепловой режим, под такой костюм надевали шерстяные свитер и рейтузы.

Эксплуатация "сухих" костюмов в период с 1962 по 1967 г., когда культивировалось всего два вида воднолыжного спорта - слалом и прыжки с трамплина, принесла ощутимую пользу и позволила привлечь в ряды занимающихся воднолыжным спортом большую группу энтузиастов. Однако модель оказалась не совсем удобной, требовалось усовершенствование. Дело в том, что костюмы были действительно сухими только в случае идеального покроя и сильных уплотнений в районе шеи, кистей рук, а также плотной закрутки на поясе, но это приводило к значительной скованности движений. Опыт любителей в самостоятельном изготовлении воднолыжного снаряжения (путем склеивания встык с двусторонними накладками из тонкой резины) был заимствован промышленностью, которая наладила выпуск гидрокостюмов типа "Садко". Однако эта модель не нашла себе почитателей в среде воднолыжников, так как значительный вес и низкая упругость резины сильно снижали подвижность и неоправданно увеличивали энергетические затраты спортсмена даже при выполнении простейших упражнений.

В середине 60-х годов, когда ведущие советские воднолыжники получили импортные воднолыжные костюмы "мокрого" типа и апробировали их в различных видах воднолыжного спорта, включая и фигурное катание, стало ясно, что отечественные гидрокостюмы необходимо создавать именно такого типа (причем не только для воднолыжников, но и для подводников и яхтсменов).

Первыми отечественными костюмами "мокрого" типа были комплекты "Нептун", выпускаемые Ярославским объединением "Ярославрезинотехника". В комплект входили куртка с длинными рукавами на застежке "молния", длинные брюки, а также шлем и сапожки. Наличие капроновой подкладки увеличивало срок службы костюма, а возможность комбинированного использования куртки и брюк делала "Нептун" достаточно универсальным.

Воднолыжники пытались "взять" эти костюмы на вооружение, однако мелко-серийность выпуска не позволила сделать их действительно массовыми; этому способствовала и еще одна причина. Хотя покрой "Нептуна" вполне устраивал основную массу спортсменов, но малая упругость материала костюма, особенно в поперечном направлении, сильно сковывала движения, в основном это ощущалось в фигурном катании.

гидрокостюм

Усложнение элементов воднолыжного спорта, рост его динамичности привели к выводу, что необходимо иметь целый ряд воднолыжных костюмов различного покроя, которые минимально стесняли бы подвижность спортсмена. И эту проблему должны были решить прежде всего новые материалы - эластичные, легкие, прочные и красивые. В результате разработки и освоения производства таких материалов в Киевском филиале НИИ резиновых и латексных изделий впервые в стране был создан костюм "Чайка" для подводного плавания.

Киевский филиал НИИР провел комплекс работ по конструированию и технологической подготовке производства "мокрых" гидрокостюмов. Большое внимание уделялось освоению рецептуры и технологии изготовления низкомодульной ячеистой резины на основе каучука наприта КРА, а также выбору эластичного трикотажного полотна. Применение напритового конфекционного клея и разработка технологии дублирования трикотажного полотна с ячеистой резиной позволили получить материал, сочетающий хорошие теплозащитные свойства с высокой разрывной прочностью. Используя этот материал, в КФ НИИР по техническому заданию Комитета по физической культуре и спорту при СМ УССР в период 1973-1975 гг. была разработана конструкция и технология изготовления специальных воднолыжных костюмов.

В настоящее время серийно выпускаются костюмы двух моделей: М1 -состоящий из комбинезона на застежке "молния" с короткими рукавами и короткими брюками; М2 - утепленный костюм, включающий комбинезон на "молнии" с длинными рукавами и длинными брюками и шлем. Костюмы производятся четырех размеров: 45, 49, 53, 57 и трех ростов: I, II, III. Большой спрос, которым пользуются костюмы у многочисленных любителей и спортсменов - воднолыжников, говорит о популярности и хорошем качестве продукции Киевского филиала НИИР. Сейчас проходят испытания детские воднолыжные костюмы, а также разрабатываются модели, предназначенные для женщин и подростков.

гидрокостюм

Серийному выпуску названных изделий предшествовала большая работа по изготовлению опытных партий и испытанию их воднолыжниками. Трудностей на этом этапе оказалось много. Прежде всего опытная эксплуатация должна была определить места, которые повреждаются при динамических нагрузках, характерных для прыжков, слалома и фигурного катания. Необходимо было выяснить особенности покроя, чтобы костюм, плотно облегая тело, в то же время не стеснял работу определенных групп мышц. Чрезвычайно важно было оценить быстроту и удобство надевания и снятия костюма, определить температурный диапазон воды и воздуха, условия хранения.

Решить все эти вопросы силами одних лишь проектировщиков было невозможно. Отзывы многочисленных энтузиастов-воднолыжников, принимавших участие в испытаниях опытных образцов, позволили улучшить качество. Особенно большую помощь проектировщикам оказали киевские воднолыжники, возглавляемые А. Н. Селецким. Большинство предложений, внесенных украинскими и белорусскими воднолыжниками, уже учтены. Улучшено оформление костюмов, расширена цветовая гамма, удачно выбрана эмблема предприятия-изготовителя. Но некоторая доработка, которая повысит эксплуатационные качества, все-таки желательна. Например, для более прочного крепления "молний" их необходимо не только приклеивать, но и пришивать к комбинезону. Рекомендуется также использовать "молнии" крупного размера с большей держащей силой.

Для удобства надевания на голенищах брюк и рукавах комбинезона костюма типа М2 неплохо иметь "молнии" длиной 12-15 ем. Это усложнит технологию изготовления костюмов, зато повысит срок службы. В костюмах типа М1 длину брюк желательно увеличить до колен, а в костюмах М2 небольшого удлинения требуют как рукава комбинезона, так и брюки.

Не все удачно и с покроем костюмов: горловина в районе воротника недостаточно плотная (открытая), а клапан воротника не всегда надежно работает. Этот недостаток можно устранить, удлинив "молнию" комбинезона в районе воротника и использовав более длинный "язычок". Следует отметить, что помимо гидрокостюмов опытно-промышленный завод Киевского филиала НИИР выпускает воднолыжные жилеты и шорты (было бы неплохо проймы в жилетах увеличить, кромки по краям сделать овальными). Однако и эта номенклатура сейчас уже не устраивает воднолыжников, хотелось бы ее пополнить сапожками на "молнии" с внутренней стороны и перчатками, облегающими запястья.

3.Д. Юровский, Ю.И. Жуков, Л.А. Колпачева, Л.А. Арустамова, журнал "Катера и Яхты", 1979 год.

Windseekers
Developers: skat, wolf